Новости раздела

«Много туристов в Казань приезжают повторно, но тут возникает проблема, что показать»

Бизнес-бранч «Реального времени» с представителями туристического бизнеса. Часть II

«Много туристов в Казань приезжают повторно, но тут возникает проблема, что показать»
Фото: Роман Хасаев/realnoevremya.ru

При слабом курсе рубля и запрете на поездки в Египет и Турцию альтернативой становится черноморское побережье России. В этом году, кажется, улучшилась транспортная ситуация при поездке в Крым. Однако сервис и питание в Крыму по-прежнему оставляют желать лучшего при том, что цены выросли на 30%. Набирают популярность туры в Казань и Калининград. Причем по готовности городов эксперты однозначно оценивают выше столицу РТ. Тем не менее для Казани остаются актуальными проблемы с классификацией отелей, с питанием в них, наличием туристических автобусов и т.д. Операторы спешно осваивают новые маршруты внутри республики, чтобы привлекать туристов повторно. Однако пока слабо задействованы природные ресурсы, особенно реки. Из новых направлений эксперты рекомендуют европейские горные курорты летом и страны ближнего зарубежья, особенно Закавказье.

Участники бизнес-бранча:

  • Яна Васильева — руководитель департамента бронирования компании City Travel
  • Эльмира Видякина — исполнительный директор «РЦ Россо» (TUI)
  • Заур Гаджиев — директор компании Annex Tour в Казани
  • Наталья Колмакова — директор турагентства Coral Travel в Казани
  • Рамиль Мифтахов — президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор компании «Персона Грата»
  • Сергей Пасечник — генеральный директор компании Companion SP
  • Леонид Пресс — генеральный директор компании «СТЕН»
  • Вячеслав Самолин — директор компании «Волжские путешествия»
  • Оксана Саргина — генеральный директор Центра развития туризма РТ
  • Алена Суровцева — начальник туристического отдела компании Skyland
  • Рустем Тарзиманов — директор по продажам компании «Салават Сити Центр»
  • Гульнара Хусаинова — директор компании «Мастер Тур»
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время»

«Проблема с греческим направлением, с нашим визовым центром»

Рамиль Мифтахов: Есть еще одна проблема, которая, к сожалению, компаниями, занимающимися массовыми направлениями, и операторами не осознана в полном объеме, — это проблема с греческим направлением, с нашим визовым центром, куда мы подаем. На сегодняшний момент время оформления греческой визы составляет 10 рабочих дней. В Москве — три рабочих дня. Раньше Греция была чуть ли не lastminute — мы могли оформить визу за 4 дня. Сейчас с этими отпечатками пальцев все дольше. И у них еще проблема — постоянно висит оборудование. Я знаю, у нас туристов дважды приглашали. Сняли, у них там все слетело, и на следующий день опять попросили прийти с пакетом документов. И на самом деле на сегодняшний момент я не удивлюсь, если в середине сезона случится такая ситуация, что операторы будут снимать рейсы с этого направления. Я сам с этим столкнулся и понял, что теперь нужно минимум за две недели подавать на визу. Если раньше люди приходили за 5-6 дней и успевали делать визу… Нам-то ладно — если не будем успевать, предложим клиенту другое направление. А с точки зрения оперейтинга это на самом деле большая проблема.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рамиль Мифтахов: «Раньше Греция была чуть ли не lastminute — мы могли оформить визу за 4 дня. Сейчас с этими отпечатками пальцев все дольше. И у них еще проблема — постоянно висит оборудование»

Дмитрий Семягин: И получается так, что «слетают» все горящие туры?

Мифтахов: Понимаете, чем ближе тур, тем выше вероятность наполнить самолет. Представляете, у вас уже гарантированно известно за 10 дней, а потом вы либо отдаете тур за полцены тем, у кого есть виза, либо у вас летят пустые кресла.

Рустем Тарзиманов: Ну, и больше риск не выхода визы вовремя.

Мифтахов: А у греков, судя по прошлому и позапрошлому году, такая, что улетаем сегодня, а виза вышла завтра.

Заур Гаджиев: При этом Крит в этом году почти с ежедневным вылетом.

Мифтахов: Да, и это катастрофа. Я просто хочу предупредить своих коллег. Друзья мои, если тур за 10 дней — не беритесь, даже если оператор вам скажет, просто визовый центр реально вовремя не выдаст.

Леонид Пресс: За 10 дней мест свободных не будет.

Гульнара Хусаинова: Ну как не будет? Вот сейчас на 30 апреля практически пустой борт.

Пресс: Я про лето говорю. Что в апреле делать в Греции?

Хусаинова: Это от отчаяния. Нужно же куда-то ехать.

Пресс: А летом мы смотрели на июль, у нас есть заявки в очень хороший отель — мест просто нет. В июле-августе все забито.

Мифтахов: В отеле?

Пресс: Да. Вчера только смотрели.

Мифтахов: Я бы так не сказал. Мы Пелопоннес даже бронировали.

Пресс: В Пелопоннес особо никто не летает.

Тарзиманов: Ваш сегмент всегда был забит.

Пресс: Что-то я не помню такого, чтобы в апреле нельзя было взять на июль.

«Крым — бюджетное направление. Просто в этом году они на 30% цены подняли»

Семягин: Мы много говорили уже о Турции, но так или иначе возвращались к внутреннему туризму. Я предлагаю сейчас перейти к вопросу о внутреннем туризме. Несмотря на то, что мы все говорим, что люди переориентируются на внутренний туризм, проблем с ним тоже масса. Одна из последних новостей — то, что для авиаперевозчиков отменяется субсидирование рейсов по некоторым направлениям. Как это может отразиться на внутреннем туризме?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рамиль Мифтахов: «Субсидирование давалось на апрель и на октябрь. И когда это субсидирование озвучили, я просто сам готовил предложение по Республике Татарстан, это было сделано для того, чтобы поддержать низкий сезон»

Мифтахов: Давайте уточним. Субсидирование давалось на апрель и на октябрь. И когда это субсидирование озвучили, я просто сам готовил предложение по Республике Татарстан, это было сделано для того, чтобы поддержать низкий сезон, на высокий сезон субсидирования правительства не было. Могу объяснить. Это было 600 млн рублей, выделенных правительством Российской Федерации на спасение «Трансаэро». Но тогда он обанкротился, а деньги, выделенные из бюджета, остались. Премьер-министр предложил потратить эти деньги на субсидирование, тем самым стимулировав внутренний рынок. На самом деле решение приняли в апреле, когда он уже начался, и это было неактуально. Поэтому в данном случае, изнутри зная проблему, я скажу, что это никак не повлияет на рынок внутренних перевозок по территории Российской Федерации. На сегодняшний момент билет в Крым, если смотреть «Пегас», 6 300 рублей в одну сторону. Это я май смотрел. У «Аэрофлота» на тысячу рублей дороже. Nord Wind — пожалуйста, туда-обратно цена 13 тысяч до Крыма, в прошлом году мы брали по 12 тысяч. В принципе цена адекватная.

Семягин: То есть Крым можно считать бюджетным направлением?

Мифтахов: Я и считаю, что Крым — бюджетное направление. Просто в этом году они на 30% цены подняли (смеется).

Хусаинова: И на самом деле там не так много хороших объектов.

Мифтахов: Мы знаем, что «Рио» более или менее приличный отель. Еще у меня клиенты на майские уезжают в Ялту — там есть две более или менее приличные «пятерки», я не помню, как называются. В общем, я позвонил своим клиентам в Ялту, они сказали, что достойный вариант. Там на одной вилле — 40 номеров, на другой — 20. В общем, по качеству питания и по всему остальному есть две штуки в центре Ялты.

Хусаинова: «Пальмира Палас» тоже приличный.

Мифтахов: На самом деле Крым изначально считается дешевым сегментом, и люди ориентируются по ценовой политике.

Семягин: Дешевый от скольки?

Мифтахов: Я сказать не могу.

Наталья Колмакова: От 20 на человека. Это пакетный тур с перелетом.

Мифтахов: Это семиместный хостел, что ли, где-то?

Хусаинова: Без питания, со старыми стульями, с тумбочками без дверей (смеется).

Алена Суровцева: Это назад в 80-е (смеется).

Семягин: Если не брать экстремальные условия, то сколько?

Мифтахов: Значит, 30-40 на человека. Это с более или менее приличным питанием.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Гульнара Хусаинова: «Есть дорогие отели, все прекрасно, но дороги ужасные»

Хусаинова: На самом деле, когда я разговаривала с директором «Мрии», он возмущался, что есть дорогие отели, все прекрасно, но дороги ужасные. Да, у «Мрии» есть вертолет, чтобы принимать VIP-туристов, у них есть дорогие номера, но добираться до отеля по таким ужасным дорогам, купив дорогой тур, — я не знаю.

«Количество паромов увеличилось в три-четыре раза»

Семягин: К вопросу о дороге. В прошлом году мы столкнулись с проблемой, когда в тот же Крым было тяжело попасть в силу того…

Мифтахов: В позапрошлом.

Семягин: Да, в позапрошлом. Сложно было попасть в силу того, что была транспортная проблема.

Тарзиманов: А в том году что, проще было добраться?

Мифтахов: У меня просто в прошлом и позапрошлом году туда ездил родственник. Так как он служит за родину, у них ограничения в переезд — вежливые люди. И он в позапрошлом году ездил — даже с удостоверением ему сказали, что мы все здесь в бане, иди в очередь. И он туда стоял шесть часов, обратно — девять. В прошлом году он забронировался через интернет.

Хусаинова: В том году получше было с паромами.

Мифтахов: В том году он забронировался через интернет и проехал туда за 40 минут. Он засек, еды набрал, не зная, как это работает. Обратно он переезжал два часа. На самом деле сейчас там система более или менее отлажена, количество паромов увеличилось в три-четыре раза. И он там увидел паромы, которые перевозят вагоны: туда шустро заезжает состав, закрыли дверцу, поехали; он двигался даже быстрее, чем пассажирский паром.

«Всех бабушек с диванами, что сдают на берегу моря, закрыли или подвинули»

Тарзиманов: Рамиль Зуфарович, просто интересно, может быть, у вас есть информация. Есть статистика, не знаю, даже когда он был украинским, в 2013-2015 годах сколько туристов отдыхало? Какая в Крыму была средняя загрузка в отельной базе? Я спрашиваю к тому, чтобы понимать, какая перспектива.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «В 2013-2015 годах сколько туристов отдыхало? Какая в Крыму была средняя загрузка в отельной базе? Я спрашиваю к тому, чтобы понимать, какая перспектива»

Мифтахов: До перехода, когда Крым был Украиной, в год в среднем отдыхало 4,5-5 млн. В прошлом году было 3,3 млн. Честно говорю, сейчас идет субсидирование по линии соцзащиты, и многие санатории бесплатно вывозят туда наших мам и других.

Тарзиманов: Значит, потенциал — еще миллион.

Мифтахов: Еще миллион там минимум есть.

Хусаинова: Опять же, какие там объекты?

Мифтахов: Я так понимаю. Из 5 млн там 1,5 млн — частный сектор. Фактически, если в прошлом году было 3,3 млн, то в этом году будет минимум 4 млн. Но сейчас знаете, в чем проблема в Крыму? Там начали «причесывать». Раньше там работал кто как хочет, а сейчас жестко начали «причесывать», вводить российские стандарты. Все-таки в России есть в плане размещения четко выраженные стандарты, да, Оксан? На самом деле там многие объекты в принудительном порядке заставляют привести к стандартам хостела, отеля или еще чего-нибудь. В противном случае просто не давали работать, не разрешали — включили контрольные опции. Им дали год на адаптацию и теперь уже начали жестко «причесывать» и приводить в соответствие с требованиями классификации отелей.

Оксана Саргина: В Краснодаре проклассифицировали 13 тысяч объектов, всех бабушек с диванами, что сдают на берегу моря, закрыли или подвинули. То есть их очень жестко «причесали». То же самое сейчас происходит и у нас.

Тарзиманов: То есть значит, что будет не 5 млн, а 4.

Мифтахов: 4, но это санаторный сектор. Частный сектор теоретически остался.

Вячеслав Самолин: И поднимут цену на процентов 30 в связи с классификацией.

«Шашлык по 3 тысячи рублей за 100 грамм невкусным быть не может»

Тарзиманов: Это с инфляцией связано. Питание растет — и цена, соответственно, тоже будет расти. Опять же, когда я по России критикую, вы не подумайте, что я пятая колонна, как у нас сейчас любят говорить.

Мифтахов: Вы на английскую разведку работаете?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Рустем Тарзиманов: «Что люди запоминают с отдыха? Люди очень часто запоминают еду или кухню»

Тарзиманов: На американскую. Просто, например, какая в России тенденция? Что люди запоминают с отдыха? Люди очень часто запоминают еду или кухню. Сейчас проблема в России — не знаю, насколько она придумана, не придумана, — с этим пальмовым маслом, еще чем-то. Думаю, в Крыму не меньшая проблема с качественной едой, потому что ее туда везут, всем миром спасают. В частности, у меня отдых ассоциируется с качественным, вкусным питанием — это важно. У нас очень большие сомнения, что такое возможно.

Мифтахов: Шашлык по 3 тыс. рублей за 100 грамм невкусным быть не может.

Хусаинова: Дорого не значит хорошо.

Мифтахов: За 3 тысячи он должен быть очень вкусным. На самом деле я скоро поеду в Крым, к сожалению, вот вы не едете, а мы бы совместно рассмотрели качество и уровень питания.

Тарзиманов: Мы еще не решили.

Мифтахов: А, вы еще не решили, ну ладно. Смотрите, может быть, это место отдадут.

«Я был в Калининграде год назад и скажу так: в Казани на порядок выше уровень по всему»

Семягин: Кроме Крыма и Краснодарского края какие направления сейчас могут быть популярны в России?

Саргина: Татарстан.

Суровцева: Калининград.

Семягин: Так, Калининград. Что из себя представляет это направление?

Суровцева: Во-первых, это самая западная точка нашей необъятной страны. В том году этот город и пригород у нас активно бронировали многие туристы, причем брали апартаменты на месяц, на два месяца, объясняя это тем, что все-таки там европейский сервис, при этом визу делать не надо, валюта — рубль, мягкий климат — все прекрасно. В том году там были всевозможные музыкальные фестивали, и когда турист сказал, что хочет здесь остаться еще на две недели, я ответила, что отелей нет, он забитый.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Алена Суровцева (слева): «В том году этот город и пригород у нас активно бронировали многие туристы, причем брали апартаменты на месяц, на два месяца, объясняя это тем, что все-таки там европейский сервис, при этом визу делать не надо, валюта — рубль, мягкий климат — все прекрасно»

Семягин: При этом стоимость перелета переваливает далеко за 10 тысяч?

Суровцева: В том году мы покупали ему заранее через Москву туда-обратно за 15-20 тысяч эконом-класс на человека.

Мифтахов: Там есть несколько нюансов. Я был в Калининграде два раза, и, к сожалению, там старая отельная база. Отели, расположенные на Косе, старые, сейчас там не такие большие инвестиции в отельную базу, хотя потенциал есть. Кроме того, очень короткий срок отдыха на Косе. Вы знаете, что Балтийское море холодное, мы были в июле, и то было прохладно. Косу они очень защищают — если мне не изменяет память, она даже занесена в ЮНЕСКО как природное явление. По кухне могу сказать, что слабо. Я думал, что там все хорошо, но мы долго искали место, где можно нормально поесть.

Тарзиманов: Я был в Калининграде год назад и скажу так: в Казани на порядок выше уровень по всему. Там есть, конечно, несколько качественных объектов размещения, но три недели жить — я даже не знаю, что там столько времени делать.

Суровцева: У нас такие семьи были.

Тарзиманов: В лес люди же тоже ездят, на месяц вывозят своего ребенка за город, и в принципе это тоже хорошо и нужно. Но, нужно разделять экскурсионный вид отдыха и такой. Сейчас кто в Казань поехал? Если раньше на майские праздники человек мог позволить себе съездить в Прагу, Будапешт или Вену, то сейчас он не может себе это позволить и ищет альтернативу. Благо, у нас есть такие хорошие организации, как Центр развития туризма, госкомитет и турфирмы, которые продвигают этот продукт. Люди начинают знать о том, что Казань — это прикольно, здесь есть чем заняться. Пусть три-четыре дня. Поэтому люди на майские праздники, выбирая альтернативу, летят сюда, в Казань. Такое есть, и благо, что наш город в этом плане развивается, это хорошо. Другое дело — это не пляжный отдых, это совсем разные вещи.

Семягин: А какие проблемы есть сейчас у Казани как у туристического центра?

Пресс: Можно, я еще по тому вопросу? Смотрите, мы все занимаемся туристическим бизнесом, и в принципе всегда нужно различать направления, которые коммерчески обоснованы и не обоснованы. Калининград — хорошо, но я не думаю, что вы туда послали больше 10 человек за сезон. Для ассортимента можно послать в Калининград, люди едут на Сайпан, Галапагосские острова, но это единичные случаи. Направление, которое приносит прибыль, должно быть большим — туда должно ехать много народу. У нас страна большая, и можно много где поездить, но это будет интересно поработать самим, прибыли это не приносит.

Тарзиманов: Я называю их путешественниками, а не туристами.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Леонид Пресс: «Направление, которое приносит прибыль, должно быть большим — туда должно ехать много народу. У нас страна большая, и можно много где поездить, но это будет интересно поработать самим, прибыли это не приносит»

Пресс: То есть мы для себя считаем, что направление, которое нужно развивать и которым нужно заниматься, должно приносить минимум 50 человек в сезон. И оно должно быть достаточно стабильным, чтобы мы понимали, что оно будет работать как минимум несколько лет — два-три года. Про Калининград Рамиль правильно сказал. Там можно искупаться один раз, а можно вообще не искупаться.

Хусаинова: И потом, у нас регион достаточно серый, люди хотят солнца и моря — это 80% туристов.

«У нас возникает дилемма: нужно создать какой-то новый продукт, чтобы показать им, когда они приедут во второй раз»

Семягин: Мы уже стали переходить к Казани, давайте все-таки поговорим, какие проблемы есть у нас? Насколько я помню, раньше озвучивали проблему с тем же самым питанием.

Хусаинова: Гостиниц не хватает в высокий сезон.

Самолин: Средняя загрузка на год — 46%.

Саргина: Да что вы! 57%.

Хусаинова: Зато в праздники и в каникулярное время…

Мифтахов: Вопрос о проблемах. Давайте отсечем пиковые даты — они сами по себе проблемные, это гостиницы, гиды, транспорт. У нас были случаи, когда мы везли под группы транспорт из Челнов — в Казани его не было. Если говорить о каких-то ярко выраженных проблемах — их на сегодняшний день нет. Так как мы регулярно принимаем группы, мы это отслеживаем. Точек питания туристов у нас, слава богу, много — от грузинской до татарской и остальных. Тут проблем нет. С точки зрения объектов размещения — есть еще одно электронное издание, ваши коллеги или конкуренты, трудно сказать. Там, когда пишут про туризм в Казани, в отзывах всегда отвечают диванные эксперты: что смотреть в Казани, чего приезжать, тут грязь. А чего ты тогда здесь живешь? Встал и уехал в другое место, где лучше. Вот в чем проблема. Большинство казанцев не знают, куда можно сходить и что посмотреть, кроме набережной, взять пивка и погулять. Все! А то, что их окружает, они не знают.

Что радует, очень большое количество туристов, которые приезжают повторно. Но тут у нас возникает дилемма: нужно создать какой-то новый продукт, чтобы показать им, когда они приедут во второй раз. Безусловно, мы уже включаем близлежащие регионы — это и Булгар, потому что первая поездка обычно включает три дня и две ночи, а Булгар на весь день, поэтому не все едут с первого раза. Мы осваиваем Булгар, Чистополь, Елабугу. Про ярко выраженные проблемы мне трудно сказать.

Проблемы Казани: автобусы, «звезды», «греческие завтраки»

Семягин: Вячеслав Андреевич озвучил проблему с причалами.

Самолин: Но они же автобусами возят.

Мифтахов: Мы на эти же точки возим автобусами, да. Можно сказать, что не хватает автобусов. К сожалению, половина автобусов, которые были приобретены к Универсиаде, уже распроданы в близлежащие регионы.

Хусаинова: Но, по-моему, «Буревестник» так и сидит на своем парке?

Мифтахов: Нет, у него сократился парк со 120 автобусов до 50. Они все взяты в лизинг, поэтому он их и продает.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Оксана Саргина: «Свои проблемы есть во всех восьми сегментах, которые обслуживают туристов. У средств размещения сейчас проблемы связаны с обязательной классификацией: половина рынка ее прошли, но многие из собственников до сих пор не осознают, для чего они обязательно должны ее сделать»

Саргина: А можно, я выскажусь? Я полностью согласна с Рамилем Зуфаровичем. И как великий патриот того, что мы делаем из любви к городу и республике, все же я добавлю некоторые негативные аспекты, потому что не может быть всегда все хорошо. Есть то, к чему нужно стремиться, то, что мы задаем себе сейчас как ориентиры. Проблем на самом деле пусть даже мелких, но достаточно. Свои проблемы есть во всех восьми сегментах, которые обслуживают туристов. У средств размещения сейчас проблемы связаны с обязательной классификацией: половина рынка ее прошли, но многие из собственников до сих пор не осознают, для чего они обязательно должны ее сделать.

Мифтахов: А с 1 июля мы должны формально снять звезды и сказать, что это туристические комплексы без классификаций, и это может быть проблемой.

Саргина: Очень много вопросов с санитарными нормами и правилами, а точнее, с их исполнением. Крупные объекты их так или иначе исполняют, но моментов очень много, даже судя по тем отзывам, что мы видим от туристов. Это существует на постоянной основе, и мы видим, какие есть комментарии. Это и завтраки, начиная от их скудности, когда они, наоборот, должны быть насыщенными — турист должен получать от этого удовольствие. А у нас сыр — дай бог, если тарелка еще чистая.

Семягин: Греческий завтрак.

Мифтахов: Если бы это был еще греческий сыр. У нас санкции — татарский сыр. Как кто-то говорил, из пальмового масла.

«Несмотря на то, что у нас есть очень красивая природа, не хватает отелей, которые стоят на берегу Волги»

Сергей Пасечник: Если говорить о том, чего не хватает Казани, я об этом уже не раз говорил на разных совещаниях, — несмотря на то, что у нас есть очень красивая природа, не хватает отелей, которые стоят на берегу Волги. Если мы не вспоминаем про «Санту» и о том, что только что, спустя 10-12 лет, к туризму одним боком начал поворачиваться горнолыжный курорт, и то нужно еще проверить, как они будут на нас реагировать, — отелей нет. Еще лет 15 назад я смело с друзьями выезжал на яхте, на катере. У меня был опыт прошлого года, когда нам с иностранным гостем нужно было посмотреть на Волгу, на природу. Конечно, я знаю места, но тогда все вышло случайно: я заезжаю в лес — и мне было страшно неудобно, что у нас все на Мексику похоже, все эти бутылки брошенные… Соседи — это озеро Яльчик — пытаются бороться, что-то облагородить. У них там жесткий контроль, вроде бы и деньги собирают с машин, но этого все равно недостаточно. Это вопрос культуры, который нужно «добивать». Я понимаю, что это сложно, потому что это федеральная земля и все эти прибрежные зоны страшно долго согласовываются.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Сергей Пасечник: «Каждый серьезный облагороженный парк — это, что называется, турдень для туриста. Не обязательно каждый день вывозить человека в Булгар, Свияжск, нужно добавить активности для тех же повторных клиентов»

И еще момент с зелеными парками. Хорошо, что у нашего президента появился помощник по паркам, работа закипела. Думаю, года через три у нас уже будет все облагорожено. А каждый серьезный облагороженный парк — это, что называется, турдень для туриста. Не обязательно каждый день вывозить человека в Булгар, Свияжск, нужно добавить активности для тех же повторных клиентов. Когда мы были в Германии, мы жили в лесу, и нас один день возили кататься на роликовых коньках — мы там полдня, потом ресторан. Второй день — на байдарках, потом деревенский ресторан. Третий день — экскурсия по ангару, где выращивают спаржу, и там спаржевый ресторан. Ну, и четвертый день — это велосипеды. Я, к примеру, совершенно не смотрел на Германию с этой стороны, что там можно так хорошо, недорого и классно отдохнуть. У нас это все есть, но когда мы все это доведем до такого уровня?

Саргина: Можно, я прокомментирую? Вы абсолютно правы, я в продолжение своей темы о том, что в отрасли действительно есть проблемы — иногда мелкие, а иногда большие. Что касается того, куда мы сейчас идем и как нужно развиваться. Это, естественно, всяческое расширение республиканского турпродукта и задействование наших территорий близ Казани, потому что Татарстан — это не только туризм в Казани, но и другие дестинации, территории. И абсолютно точно, если наш внутренний продукт будет дифференцирован под пакет определенного вида туризма: природно-рекреационного в одном районе, сельского туризма — в другом, и тому подобное. То есть проанализировать и проаудировать весь потенциал районов, помочь сформировать турпродукт и сделать его понятным, регулярным. И неважно, даже если это самодеятельный турист — он знает, как туда добраться, как это использовать и так далее.

Что касается привлекательности и задействовании особенно природных ресурсов — это то, что так нужно иностранным туристам, но мы пока не можем это дать в полной мере. Мы можем дать это, только если турист попадет в правильные, надежные руки принимающей стороны, которая более или менее знает возможности и способности республики и везет их в какую-нибудь рыболовную деревню или показывает природу. Пока того, чтобы это было доступно для любого туриста, не сделано. Здесь вопрос к госкомитету, тут нет его представителя, но я думаю, что они ведут работу по инвестиционной привлекательности, и сейчас госкомитет всячески привлекает инвесторов для строительства такого рода объектов. Они действительно нужны, нужна качественная инфраструктура с понятными сервисами и природными ресурсами, чтобы туристы могли туда выезжать. Это абсолютно корректное замечание, это то, что стоит в приоритете. Ну, и инфраструктурная составляющая города сейчас, то есть то пространство, которое должно быть для туриста и пешеходное и с навигацией — там сейчас есть тоже достаточное количество проблем.

Мифтахов: В связи с появлением нового объекта территориального развития.

Саргина: Да, и с появлением новых объектов, ну и вообще, в принципе, есть куда расти — вопросов достаточно много, отрасль достаточно большая, чтобы взять и в один момент все сделать.

Тарзиманов: На самом деле есть еще один недоработанный момент — это водные просторы, которые у нас есть. Как я понимаю, все упирается в суда. Бизнес в это вкладываться не хочет, потому что это дорого. А у государства не бюджета, который просто так бы отдали на это. Хотя у нас есть свой республиканский судостроительный завод имени Горького. В Москве, например, большой популярностью пользуется круиз по Москве-реке, у них очень качественные корабли. Нам можно что-то поменьше, но это бы тоже дало толчок, и по крайней мере люди, как во всем мире, могли делать обед, ужин, прогулки — это все актуально.

Семягин: У нас вообще есть сейчас на флоте новые корабли?

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Вячеслав Самолин: «Мимо Казани ходит больше 20 теплоходов — продавайте любой. Сегодня у вас есть клиент, который вообще в ближайшие годы не получит отдых, а за 10-12 тысяч четырехдневную поездку получит»

Самолин: Нет. Много говорили, может быть, уже и пора, раз затеяли эту тему. В качестве альтернативы, а не в качестве рекламы я могу только предложить тому клиенту, которого вы потеряли за границей или даже по России, от 15, 20 тысяч и даже до 200 — это все зависит от категории каюты. Есть люкс, полулюкс или вообще без всех удобств, но по крайне мере тарелка будет чистая, трехразовое питание, а какая прекрасная поездка. Я не рекламирую свои теплоходы, они работой доказали. Но мимо Казани ходит больше 20 теплоходов — продавайте любой. Сегодня у вас есть клиент, который вообще в ближайшие годы не получит отдых, а за 10-12 тысяч четырехдневную поездку получит.

«На сегодняшний день приемом занимаются очень много маленьких, слабых турфирм, которые совершенно не обеспечены финансово»

Пресс: Я считаю, что судьба наших агентств, занимающихся приемом, в перспективе достаточно туманная. Потому что на сегодняшний день приемом занимаются очень много маленьких, слабых турфирм, которые совершенно не обеспечены финансово. И в принципе они ничего не могут.

Мифтахов: Ну, я бы за всех так не говорил.

Пресс: Я сказал не все, а в основном.

Мифтахов: Конечно, лидеров всегда 3-5.

Пресс: Да, но занимаются этим очень много. Мы в любом случае через год-два столкнемся с ситуацией, когда сюда придут крупные федеральные операторы по-настоящему с деньгами, и все будет как везде — как и с выездным туризмом, все эти фирмы начнут вытесняться. Мы понимаем, что сейчас все зарабатывают деньги на двух аспектах: транспортный момент и экскурсионка. Он завышена и позволяет зарабатывать. На отелях практически никто ничего не зарабатывает. Зарабатывают такие, как «Персона Грата» — у них завышенная комиссия. А в основном не зарабатывают. Мы посчитали, что группа из 30 человек на приеме дает такой же доход, как одна поездка человека в Эмираты в пятизвездочный отель. Сюда придут люди со своим транспортом, со своими офисами, и останутся только серьезные компании, как «Персона Грата».

Тарзиманов: Но это же хорошо.

Пресс: Для кого-то хорошо, а для основной массы плохо. Люди ушли из выездного туризма, потому что там не могли конкурировать.

Тарзиманов: Начнем с того, что вы не совсем корректно выразились. Агентства не могут заниматься приемом, им может заниматься только туроператор.

Пресс: Стоимость гарантии туроператора для внесения его в реестр всего 500 тысяч — это смешно.

Тарзиманов: Потом введут не 500 тысяч, а 3 млн.

Пресс: Это копейки.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru

Мифтахов: Что могу сказать по поводу пессимистичного настроя. Хотя я и занимаюсь внутренним туризмом, я ратую за то, чтобы таких компаний стало больше. Во-первых, это стимулирует увеличение роста потока туристов в Казань. Это дает уверенность нашему правительству, они видят отклик и еще больше вкладывают в эту сферу.

Пресс: Рамиль Зуфарович, можно сразу вопрос? А что, от количества агентов зависит поток туристов?

Мифтахов: Однозначно, каждый работает по своим каналам приема.

Пресс: Какие у них каналы?

Суровцева: Это дополнительный маркетинг территории.

Мифтахов: Смотрите, компания Skyland — у них свой сегмент по внутреннему рынку, и мы с ними вообще не пересекаемся. Но у них есть туристы — это иностранцы, другие группы. Они по своим маркетинговым путям получают тех туристов, которых здесь принимают. И это дополнительные пути. Почему компания «Салават» решила получить аккредитацию? Они видят, что там есть потенциал, и я не удивлюсь, если через 5 лет будут обслуживать больше туристов. Здесь только за, чтобы работали.

«Многие говорят, что детям нужно море, но горы летом стоят того»

Семягин: Спасибо. У нас заканчивается время нашей дискуссионной части. В завершение я хотел бы коротко спросить: какие новые направления могут появиться? Мы много говорили о том, что у нас может появиться Будапешт. Что нам ждать от этого сезона?

Гаджиев: В этом сезоне вряд ли появится что-то новое.

Пасечник: Я бы попросил задуматься партнеров, коллег и наших потенциальных туристов о таком продукте, как горы. Многие говорят, что детям нужно море, но горы летом стоят того. Все горнолыжники знают, что горный воздух в четыре раза полезнее морского.

Мифтахов: А летом они в четыре раза дешевле.

Пасечник: Да, летом он еще и значительно дешевле. При том питании, всяких активити, развлечений, велосипедов, пешеходных прогулок, озер, бассейнов — вся инфраструктура, что в пятизвездочном, что в трехзвездочном отеле, сохраняется, и европейский сервис не падает, потому что во многих случаях это многолетний домашний бизнес. Поэтому мне всегда обидно, что наши туристы мало к нам обращаются за советом. Это бывает в редких случаях, когда они понимают, что в Италии, Франции, Швейцарии можно отдохнуть на озерах. Сейчас удобные перелеты в Финляндию, где можно прекрасно отдохнуть.

Пресс: Это действительно очень хорошее неразвитое направление.

Пасечник: Это вопрос культуры, к этому нужно привыкнуть, один раз попробовать. Ваша задача — донести людям мысль, что можно прекрасно отдыхать и на озерах.

Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Заур Гаджиев: «У нас большая масса туристов только начинают привыкать к тому, что отдых заключается не только в лежании на пляже»

Гаджиев: У нас большая масса туристов только начинают привыкать к тому, что отдых заключается не только в лежании на пляже. Мы только начинаем от этого отходить и, может быть, через лет пять придем к этому.

Хусаинова: А некоторые, на самом деле, и не хотят отходить.

«В последний год появился тренд со странами СНГ»

Мифтахов: В последний год появился тренд со странами СНГ, как я сказал в начале. Это Грузия, Азербайджан. В Азербайджан есть прямые рейсы. Узбекистан, Казахстан. Там нужен только загранпаспорт, никаких виз не нужно. Можно спокойно въехать и провести 4-5 экскурсионных дней.

Хусаинова: Перелет дорогой.

Мифтахов: Не везде. Но массово пока все равно это не будет. Люди не знают рынок. Например, у Азербайджана перелет стоит 150 евро туда-обратно из Казани. Это пакетные туры.

Суровцева: У меня коллега взяла за 15 тысяч туда-обратно с 1 по 5 мая.

Хусаинова: А кто у нас пакеты продает?

Мифтахов: Недавно вышла новая компания, у нее была презентация. Я думаю Заур вам потом подскажет, что это за компания. Она азербайджанская, здесь имеет свое представительство. Они не будут заниматься прямыми продажами — будут работать только с агентствами. Я хочу сказать, что я был на презентации, в Баку есть шикарные отели, которые на берегу Каспийского моря, со всей инфраструктурой. Ценник зато радует. Есть лечебный курорт Нафтала, отель четыре звезды с трехразовым питанием и лечением на двоих на неделю — 600 долларов.

Хусаинова: Что-то вы какие-то сказки рассказываете.

Мифтахов: Мы тоже смеялись. Вышел представитель отеля, сказал, что 600 долларов.

Хусаинова: Это с перелетом и трансфером?

Гаджиев: Нет, это проживание, питание и лечение.

Мифтахов: Я сам удивился, честно скажу. Мы не знаем того, что у нас есть рядом. Потому что хорошо. Через Баку получается очень недорогой перелет в Грузию. И вот сейчас мы как делаем тур для клиентов. Улетаем в четверг, вечером мы в Тбилиси, два дня там, на обратном пути в воскресенье вылет в 9:30, в 10:30 прилетаем в Баку и вечером вылет. У нас еще целых 9 часов можно посмотреть Баку. И народ, когда я все это описал и показал, сказал: «О, супер. За выходные я и Баку увижу, и в Грузию слетаю». Билет туда-обратно через Баку стоил 15 300 рублей.

Хусаинова: Какая авиакомпания?

Мифтахов: Азербайджанская, Azal. Если смотреть пакет — четыре звезды с экскурсионной программой на четыре дня 320-350 долларов.

Пресс: К сожалению, это не может стать массовым направлением.

Мифтахов: Согласен, но это новый продукт. Пока люди не знают, но если они съездили…

Хусаинова: Опять-таки люди начинают… услышали о теракте в Нагорном Карабахе — все, не полетим в Азербайджан. Где Карабах и где Баку.

Мифтахов: Совершенно верно. Но я хочу сказать, что сейчас есть альтернатива, куда людям можно реально предложить полететь без визы, отпечатков пальцев и всего остального.

Часть 1. «Сейчас никто не рискует, потому что слово «Турция» уже противозаконно...»

Мария Горожанинова, фото Романа Хасаева, видео Арчи Стасевича
МероприятияБизнес-бранчи
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 21 апр
    в чем проблема за 2 недели подать на визу в Грецию? отпуск вообще часто планируется за полгода, ну по крайней мере точно заранее, так что можно заранее все подготовить, успеть сделать
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    6500 за билет в Крым в одну сторону - очень дорого. Почему такие цены? Для кого? За что?
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    в Калининград что ли махнуть?
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    Когда в Болгаре построют нормальную гостиницу, сразу туристы повалят, и повторно будут приезжать, и отдыхать будут там, купаться, фесты посещать, всё ещё будет:) но не всё сразу:)
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    показывать нечего, наоборот есть много того, что показывать нельзя,чтоб не позориться
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    спаржевый ресторан буэ...
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    я вот тоже не понимаю, для чего нужна был эта классификация
    Ответить
  • Анонимно 21 апр
    Татарский сыр не хуже греческого! Тем более, цены демократичные, это ведь символические завтраки
    Ответить
  • Анонимно 22 апр
    В Булгар вообще надо делать поездку на метеоре....Утром туда,вечером обратно....Гости хоть Волгу посмотрят....
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров