Новости раздела

Камский форум-2016: «Что значит 20 млрд рублей? Это очень мало!»

Татарстан начал активную кампанию по привлечению резидентов на ТОР автограда

Камский форум-2016: «Что значит 20 млрд рублей? Это очень мало!»
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

На вчерашнем пленарном заседании Камского форума-2016 федеральные и республиканские чиновники рассказали, как они поддержат МСБ Камского кластера и как будут привлекать инвесторов на ТОР. Шамиль Агеев при этом раскритиковал федералов за небольшой бюджет Фонда развития промышленности и «крупняков» РТ — за их презрительное отношение к МСБ, за счет которого гиганты фактически кредитуются. Глава «Татинвестнефтехим-холдинга» со своей стороны поругал банковскую систему за нежелание кредитовать промышленные проекты, власти — за их маленькие шажки в области импортозамещения и сами предприятия нефтехимии, во-первых, за малый ассортимент продукции и, во-вторых, за закрытость — «как в тюрьме», — мешающую интеграции, в частности, в реализации кластера «Иннокам».

Трибуна «на льду» и куда исчезли 3 000 участников форума

Пленарное заседание первого дня Камского инновационно-промышленного форума прошло в здании Ледового дворца. Президиум расположился в центре хоккейного поля, участники форума — на трибунах. «На льду» к трибуне друг за дружкой выходили мэр, министр промышленности РТ Альберт Каримов, чиновник МЭР РФ Павел Свистунов, замминистра экономики РТ Наталья Таркаева и т.д. Наиль Магдеев в своей приветственной речи заметил, что форум сохраняет вот уже 10 лет статус эффективной площадки для дискуссий и обмена опытом по внедрению самых современных технологий. Целью форума является поддержка товаропроизводителя путем интеграции МСБ вокруг крупных компаний и реализации программ импортозамещения, «а также обсуждения дальнейшего развития кластера «Иннокам», который на ближайшие 10 лет определен основной точкой экономического роста РТ». «Иннокам» вошел в число отраслевых кластеров, получивших федеральную поддержку, заявил мэр автограда.

Выступивший вслед за мэром министр Альберт Каримов внезапно озвучил итоговые цифры Камского форума, увы, не совпавшие с программными: вместо 5 тыс. человек на форуме зарегистрировались всего 2 тыс. человек, вместо 120 экспозиций стенды свои разместили «более 115» компаний (к слову, немалая часть из них даже не нашли времени как-либо эти стенды подписать, и стенды эти были больше похожи на ларьки…). Иными словами, ожидания властей города оказались подкорректированы реальностью в 2,5 раза! Тем не менее министр оказался впечатлен выставкой, которую осмотрел вместе с федеральными гостями перед пленарным заседанием (см. наш прошлый материал). По его словам, разнообразие проектов, которое он увидел, говорит о том, что диверсификация экономики уже идет. Помимо помощи со стороны ТОР, в министерстве промышленности РТ рассчитывают на федеральную поддержку и со стороны созданного в прошлом году Фонда развития промышленности, намекнул он федеральным гостям.

— Так как банковская система, увы, не может сегодня обеспечить достойный процент, устроивший бы производителя, фонд выдает проценты под 5% годовых. В 2015 году размер фонда составлял 20 млрд рублей. В этом году он увеличен вдвое. Четыре проекта РТ получили реальную поддержку. Есть инструменты и по специнвестконтрактам, которые рассчитаны на крупные проекты. При подписании таких контрактов, как бы ни изменилось законодательство, все преференции будут сохраняться. Кроме того, в ближайшее время будут снижены налоговые ставки на прибыль для тех, с кем такие контракты будут подписаны. Есть отраслевые поддержки автопроизводителей, химпромышленности и др., предусматривающие субсидирование процентной ставки по кредитам на инвестнужды и оборотный капитал, — перечислил меры поддержки властей МСБ в кризисное время Каримов.

«Не будет такого, что придут крупные проекты и соберут все деньги»

Павел Свистунов, замдиректора департамента соцразвития и инноваций МЭР РФ, заметил, что конкретно Камский форум «важен своим наполнением реальными проектами»:

— Мы ходили по выставке, и мне понравилось, что участники — состоявшиеся или имеющие продукт, потенциально готовый завоевать рынок, — четко знают своего потребителя и куда обратиться за помощью. Думаю, немалая часть проектов появилась в результате синергетического эффекта самого кластера, — предположил чиновник и тут же дал обещание: «Программа по «Иннокам» в правительстве РФ уже на этой неделе или на следующей пойдет в работу, но она уже действует».

Пока участники форума размышляли над тем, зачем принимать программу, раз она уже действует, Булат Салахов, представитель Фонда развития промышленности, тоже дал свое обещание. Он, подкорректировав министра промышленности РТ, заявил, что «три дня назад» изменились форматы поддержки и сам Фонд «сдвигается в сторону среднего бизнеса»: «Не будет такого, что придут крупные проекты и соберут все деньги!»

РТ может выбрать половину бюджета программы Фонда развития промышленности

— У нас будет четыре новые программы по поддержке импортозамещающего производства. Можно будет получать авансы под лизинговые проекты. И программы по поддержке станкостроения. Поддерживать мы будем проекты с бюджетом от 100 млн рублей, имеющие собственные средства, — предупредил Салахов. — В прошлом году некоторые приходили без собственных средств, брали их у банка и не несли никаких рисков. И мы решили с 2016 года разделить риски, чтобы все чувствовали свою ответственность.

Салахов отметил, что четыре из более 70 проектов, получивших поддержку в 2015 году, — татарстанские, в том числе, по его словам, перспективные челнинская «Кама Кристалл Технолоджи» (получили более 100 млн рублей) и «Алабуга Сталь». Салахов, говоря о субсидировании процентной ставки по инвесткредитам, одной из программ Минпромторга РФ, также отметил, что из 137 победивших проектов 17 представлены Татарстаном.

— В этом году татарстанские проекты вообще могут выбрать половину бюджета этой программы! Но надеюсь, на Татарстан хватит, — успокоил Альберта Каримова чиновник.

Печальные новости по программе субсидирования оборотного капитала (в которой Татарстан тоже лидер): на этот год финансирование на нее не заложено: «Будем развивать новые проекты, а не поддерживать существующие», — объяснил он московский кульбит. Зато посоветовал автограду обратить внимание на уже упомянутые специнвестконтракты, тем более что пригород Челнов идеален для строительства новых заводов и будет интересен иностранным инвесторам. Хорошие новости он сообщил для крупного бизнеса, говоря о программе проектного финансирования под 11,5%. Одно «но»: поддерживать Минпромторг РФ будет только крупные проекты от 1 до 20 млрд рублей. Ясно, что в Челнах, скорее всего, «клиент» только один — КАМАЗ, который вряд ли будет швыряться в кризис миллиардами на новые проекты, хотя Когогин и может решить иначе.

Статус ТОР не исключит возможность использования инструментов финансовой поддержки РФ или РТ

Шамиль Агеев, разозленный случившимся на открытии выставки Камского форума скандалом (обвинение одной небольшой компанией КАМАЗа в том, что тот фактически «кинул» ее на 15 млн рублей), поинтересовался у федерального чиновника, как он видит решение проблемы взаимоотношений между крупным бизнесом и МСБ. Возможно, региональный Фонд поддержки промышленности будет готов финансово поддержать поставщика, которому задолжал крупный бизнес? Увы, внятного ответа он от Салахова не получил. Чиновник, во-первых, «отфутболил» Агеева заявлением, что его фонд — «федеральный» (мол, в регионы защищать МСБ мы не полезем), а во-вторых, назвал проблему расчетов крупного бизнеса с малым повсеместной, заявил, что проблему эту должны решать… «руководители компаний» при поддержке госаппарата. Но какой он эту поддержку видит, Салахов не сообщил.

Наталья Таркаева рассказала о том, почему власти будут развивать «Иннокам». Как оказалось, объем отгруженной продукции в Камском кластере благодаря производственным цепочкам и прочему составил 112% — показатель заметно выше, чем в среднем по России. При этом основную точку роста самого «Иннокама» в Минэкономике видят все-таки не в автограде или Нижнекамске, а в «Алабуге» — к 2023 году чиновники ждут роста количества резидентов с 48 (сегодня) до 120 компаний. Что же касается получения автоградом статуса ТОР, то Таркаева заметила, что это для властей РТ и Челнов не было самоцелью. Здесь тоже все надежды власти возлагают на появление резидентов.

— Мы хотели бы, чтобы предприниматели автограда, РТ или РФ приняли активное участие и регистрировали предприятия на ТОР, — заявила она. — Статус ТОР не исключает возможность использования инструментов финансовой поддержки РФ или РТ!

Таркаева также назвала «точку роста» автограда — это КИП «Мастер», где работает 257 предприятий, оборот которых составил 28,9 млрд рублей, а налогов от них получено в объеме 16 млрд рублей.

— Мы больше чем в 10 раз отбили те деньги, которые государство вложило в создание этого индустриального парка! — гордо заявила Таркаева. — Если же проект удвоения площадей «Мастера» окажется успешным, КИП станет самым большим индустриальным парком в Европе.

«Что значит 20 млрд рублей? Это очень мало! Нужно больше 400 млрд рублей!»

Тем не менее она призналась, что перед автоградом стоит ряд нерешенных проблем, связанных с инфраструктурой. Недостаточна, в частности, пропускная способность дорог. Население предъявляет все большие требования к качеству социальной среды. Однако она отметила, что концепция «Иннокама» предполагает улучшение социальной сферы и инфраструктуры территории. В настоящий момент концепция проходит согласование в министерствах и ведомствах (большинство уже согласовали). Таркаева пообещала, что к лету концепция будет принята.

— Недавно мы встречались с Рустамом Минниханов как раз по этой теме и обсуждали создание информационного письма для приглашения резидентов на ТОР. Уже есть предложения от Италии, Франции, Швейцарии [конкретные имена компаний не были названы, — прим. ред.]. Нам очень важно притащить сюда новые технологии, — согласился с Таркаевой Шамиль Агеев. — Что же касается бизнес-климата, то на недавнем совещании с Путиным 72 выступающих согласились с тем, какие основные стоят перед нами проблемы. Это засилье административных барьеров. Это недоступность финансовых средств. И тут выступление было от Фонда промышленности РФ. Что значит 20 млрд рублей? Это очень мало! Нужно больше 400 млрд рублей! — кинул он камешек в огород Булата Салахова. — Но экономический блок боится, так как боится разгона инфляции…

Как Шамиль Агеев раскритиковал «крупняков», а Рафинат Яруллин — банки

Одна из таких проблем, особенно сегодня волнующих Агеева, — проблема кооперации крупного бизнеса с МСБ. Он признал, что есть положительный опыт такого взаимодействия у «ПОЗИС», у «Татнефти», у КИП «Мастера». Но «есть нюансы».

— Нужны сегодня промежуточные, буферные формы поддержки. Поймите, когда малое предприятие не может получить за свой продукт деньги, оно не может запустить производство. От этих вопросов нельзя отмахиваться! А то кто-то великий! Кто-то, значит, может себе позволить кредитоваться за счет малого бизнеса?! — возмущался глава ТПП РТ.

Президент некоммерческого партнерства «Камский инновационный территориально-производственный кластер» Рафинат Яруллин в свою очередь раскритиковал позицию банковской системы, не особенно желающей кредитовать производственный сектор:

— Мы [власти, общество, — прим. ред.] должны поддерживать бизнес. Если мы этого делать не будет, то кто? Банки не поддерживают! Банки промышленность почему-то не любят! Проценты подняли выше 20%! В рыночной экономике кредиты — правая рука! Если нет кредитов, как можно развиваться? — задал публике риторический вопрос Яруллин.

«Ассортимент только одной компании PSR — 8,5 тыс. наименований!»

Свой доклад он посвятил развитию нефтехимии РТ в рамках «Иннокама». Начал он с цифр. Химической продукции в РТ в 2015 году отгружено на 258 млрд рублей. Резиновых и пластмассовых — на 81 млрд. Но в кризис темпы роста этих секторов «резко замедлились». Объемы химпроизводства выросли в 2015-м только на 1,9%, выпуск резиновых изделий упал на 0,9%, пластмассовых — «аж на 5%». Доля шинного комплекса «Татнефти» снизилась с 31 до 26%. Производители пластмассовых изделий столкнулись с «резким ростом цен на сырье», дефицитом финресурсов и сокращением спроса. На этом фоне компании обратились на западные рынки — экспорт пластмассы вырос на 1%.

— А ведь у нас отсутствует производство многих химических продуктов: эпоксидных, полиэфирных смол. Всех видов полиамидов в РФ не производят. Мы вот говорим: «импортозамещение!», «300 наименований сейчас будем делать»! Но ассортимент только одной (западной) компании PSR — 8,5 тыс. наименований! — обратил внимание Яруллин.

Рафинат Яруллин считает проблемой закрытость отдельных крупных компаний

По его словам, с учетом снижения цен на нефть и газ рассматриваются варианты сырьевого обеспечения ими химических производств, в том числе переработка природного газа (метана). Он назвал правильной инициативой использование автоградом автобусов на газовом топливе. А получение карбомида из природного газа (в Менделеевске) назвал прорывным. Такие проекты, считает Яруллин, «крайне нужны ТОРу», ем более что в РФ уже утвержден перечень приоритетных продуктов химии и нефтехимии, планируемых к импортозамещению, а к началу 2016 года он расширен до 64 позиций. Но…

— Это очень скудная цифра для химии и нефтехимии, — признал с сожалением глава «Татнефтехиминвест-холдинга». — Просто непонятно, каким образом мы тогда собираемся поднимать экономику?

Яруллин раскритиковал и сам российский бизнес, особенно крупный, который очень закрыт для сторонних лиц. В рамках политики импортозамещения, отметил он, в РФ идет обмен информацией по производству продукции. И что же? Обмен осуществляется «путем закрытой переписки между региональной властью и отдельными компаниями»:

— На некоторые предприятия невозможно попасть! Как в тюрьме! В Челнах что хорошо — мэр встречается в 7 утра с бизнесменами [встречи в рамках «Антикризисного штаба», — прим. ред.]. И чем больше будет контактов между ветвями власти, производителями — тем скорее мы сможем убежать от всех этих санкций! — заключил Рафинат Яруллин.

Сергей Афанасьев, фото автора
Мероприятия

Новости партнеров