Новости раздела

Рауфаль Мухаметзянов: «Не играть спектакль дешевле, чем играть его»

Альбина Шагимуратова осенью приедет в Казань исполнять «Лючию»

Рауфаль Мухаметзянов: «Не играть спектакль дешевле, чем играть его»
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Директор Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов стал очередным гостем онлайн-конференции «Реального времени». Он рассказал, как искать новые таланты, чем ТАГТОиБ лучше Большого театра и как успеть купить билет даже на Шаляпинский фестиваль.

Шаляпинский фестиваль как подтверждение класса

Собственно, именно с фестиваля и начался разговор с Рауфалем Мухаметзяновым. Зрители интересовались, как театру удалось собрать вместе 50 солистов.

По словам директора Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля, сам процесс поиска сейчас не такой уж сложный. «Мы живем в век информации. Так что получить сведения о талантливом артисте можно очень легко и быстро, если знать, где искать», — заявил он.

Он также заметил, что из-за этого сейчас за выдающиеся таланты начинают бороться, еще когда исполнитель только выпускается из консерватории. Причем следят за ним иностранные театры в том числе. Так что приглашение продолжить карьеру за границей можно получить достаточно рано.

Возвращаясь к Шаляпинскому фестивалю, заметим, что в следующем году ему будет 35 лет. Театр ставит перед собой задачу не только удивить, но и сохранить общий уровень постановок. Есть спектакли, которые отслужили свой срок. Поэтому их тоже нужно убирать из программы. Театру необходимо поддерживать постоянный спрос, чтобы любой человек, неважно, заядлый он театрал или новичок, захотел прийти на спектакль еще раз.

Сейчас за выдающиеся таланты начинают бороться, еще когда исполнитель только выпускается из консерватории, рассказал Мухаметзянов Максим Платонов/realnoevremya.ru

Больше, чем Большой

Интерес вызвала и работа театра с западными партнерами. «Любой экономический кризис на нас каким-то образом влияет. Но так, чтобы мы кардинально поменяли стратегию или наши партнеры от чего-то отказались — такого нет. Стратегическое, взаимовыгодное сотрудничество продолжается, — заметил Мухаметзянов. — Сложности возникли, но они решаются».

Что касается работы над проектами вместе с иностранными партнерами (ко-продукция), то в этом направлении работу продолжат. За долгое время такого сотрудничества директор театра сделал вывод: нужно привлекать специалистов так, чтобы их стиль работы соответствовал музыке.

«Сегодня мы очень много привлекаем иностранных дирижеров. К тому же мы финансово стали крепче, поэтому можем приглашать режиссеров такого класса, которые позволяют презентовать наш спектакль на качественно новом уровне», –добавил директор Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Напомнил Мухаметзянов о партнерстве татарского театра с итальянским каналом Mezzo. В эфире уже показывали несколько проектов театра. Сейчас в планах вывести на экраны постановку «Шурале». Однако все будет зависеть от экономической ситуации и дальнейшей работы с каналом, заметил директор театра.

Если говорить о гастролях, то ежегодно в Центральной Европе театр дает 100-140 спектаклей — больше, чем Большой театр. «Мы не ставим себе задачу охватить весь мир», — заметил Мухаметзянов. Он пояснил, что выступления в Европе удобны прежде всего самому театру — ехать недалеко.

К тому же там уже есть своя ниша, которую ТАГТОиБ терять не хочет. Возможно, по этой причине театр не едет на гастроли в Бангкок, Испанию или Португалию, хотя предложения выступить в этих странах есть.

По словам Мухаметзянова, сейчас в планах театра вывести на экраны Mezzo постановку «Шурале». Однако все будет зависеть от экономической ситуации Максим Платонов/realnoevremya.ru

Расставаться с артистами не больно

Спрашивали у директора театра, и как ТАГТОиБ удается «заманивать» к себе и удерживать артистов.

«Мы никого не удерживаем. Вообще задачи нет удерживать. Мы что делаем — предоставляем работу. Актер участвует в творческом процессе и за это получает вознаграждение. Если все компоненты совпадают — это и есть единомыслие в творчестве и искусстве. Но время идет, когда-то это соприкосновение не получается. Но не нужно строить из этого трагедии. Если есть театр и там есть зритель, этот процесс вполне естественный», — заметил Мухаметзянов.

Выяснилось, что сейчас в театре практически нет ведущих солистов. Перед любым спектаклем проводят кастинг, выбирают ведущих артистов и делают спектакль конкретно под них. «Театр выбирает репертуар исходя из творческой целесообразности», — пояснил гость редакции.

При этом как театр выбирает певцов для спектаклей, так и артисты рассматривают, оценивают театр. «Это взаимная ответственность, поверьте. «Конечно, по звонку коллективы не приглашаются. Хор, кордебалет, оркестр — эти коллективы формируются на какой-то постоянной основе. А солисты — это изменчивая часть», — добавил директор ТАГТОиБ.

Исключение — Альбина Шагимуратова: «У татар никогда не было певицы такого ранга и класса, как она», — заметил Мухаметзянов. «Сегодня в ее жизни произошло событие — родился ребенок. Голос сейчас будет меняться. Так что и мы с осторожностью будем выбирать, что будет подходить ее голосу», — добавил директор. В Казани же ждать артистку придется недолго. Уже осенью она приедет петь в «Лючии ди Ламмермур».

Покупать билеты на фестивальные постановки ТАГТОиБ нужно заранее, а не пытаться найти их в кассах накануне спектакля, посоветовал директор театра Максим Платонов/realnoevremya.ru

«Не играть спектакль дешевле, чем играть его»

Один из вопросов касался билетов, которые на постановки ТАГТОиБ не найти, что называется, днем с огнем. На это директор театра заявил, что покупать проходки нужно заранее, а не пытаться найти их в кассах накануне спектакля.

«Спрос всегда будет, это нормальная вещь. Хуже, когда нет спроса», — по словам Мухаметзянова, очень странно, когда человек обрывает телефоны дирекции театра с вопросами, почему у вас нет билетов на фестивальный спектакль? Все раскупают заранее. Так что интересоваться местами на спектакли директор посоветовал минимум за два месяца.

За год театр посещают около 100 тыс. человек, дается больше 100 спектаклей. При этом каждый билет на каждый из этих спектаклей получает государственные дотации, чтобы сделать стоимость проходки в кассе доступной для зрителей.

В этих условиях вопрос, почему нельзя провести дополнительные спектакли, по словам Мухаметзянова, звучит неуместно. Если театр соберется играть дополнительные спектакли, вновь придется просить деньги у государства. А этих средств в бюджете просто нет. Если власти от дотаций откажутся, цена проходок взлетит в разы. Так что «не играть спектакль дешевле, чем играть его», заявил директор театра.

К тому же среди провинциальных театров стоимость билета в ТАГТОиБ –самая высокая в России. Дальше увеличивать ценник в текущих условиях просто не получится: «театр не такси», добавил директор.

В ближайшее время читайте стенограмму онлайн-конференции на сайте «Реального времени»

Юлия Красникова, фото Максима Платонова, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции

Новости партнеров