Новости раздела

Татарстанскому рынку легковых авто начал наступать на пятки Краснодар

Республика по-прежнему лидирует по объемам продаж новых машин среди нестоличных регионов, но серьезное падение дает о себе знать

Согласно рейтингу аналитического агентства «Автостат», рынок новых легковых автомобилей продолжает стремительно падать. Только пять регионов из топ-50 смогли выйти в плюс, и то незначительный. По-прежнему на вершине рейтинга — Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Из нестоличных регионов по-прежнему лидирует Татарстан. Однако вплотную к нему приблизился Краснодарский край, где снижение продаж оказалось не таким значительным. По абсолютным цифрам регионы ПФО занимают высокие места в рейтинге, но динамика реализации машин сохраняется в минусовых значениях.

Провал продаж: в плюсе только пять регионов

Аналитическое агентство «Автостат» составило рейтинг регионов по объему продаж новых легковых автомобилей за 10 месяцев 2016 года и итоговый топ-50. Общий объем этого сегмента рынка в России составил 1 млн 1,2 тыс. единиц, показав падение на 7,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Практически во всех регионах аналитики зафиксировали падение продаж. Среди регионов, входящих в топ-50, положительная динамика рынка отмечена только в пяти: в Пермском крае (+5,3%), Ленинградской области (+3,8%), Удмуртии (+2,5%), Санкт-Петербурге (+1,1%) и Башкортостане (+0,8%). Хуже всего ситуация обстоит в Алтайском крае (-25,7%), Брянской (-22,3%) и Омской (-21,5%) областях.

Такую динамику в агентстве объясняют низкой или высокой базой прошлого года: «Можно предположить, что за 10 месяцев 2015 года у них (провальных регионов, – прим. ред.) был рост продаж, у них были высокие объемы — сейчас наблюдается падение. По пяти регионам с положительной динамикой, скорее всего, обратная ситуация — это низкая сравнительная база прошлого периода», — рассказал «Реальному времени» Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат».

Топ-50 регионов России в январе — октябре 2016 года по объему рынка новых легковых автомобилей

Топ-50 регионов России в январе — октябре 2016 года по объему рынка новых легковых автомобилей

регион

10M'16, тыс. шт.

10 M'15, тыс. шт.

16/15, %

доля, %

1.

Москва

163,6

175,1

-6,6

16,3

2.

Московская обл.

77,3

83,3

-7,2

7,7

3.

Санкт-Петербург

68,2

67,4

1,1

6,8

4.

Татарстан

46,6

50,6

-7,9

4,7

5.

Краснодарский край

38,7

39,6

-2,2

3,9

6.

Самарская обл.

35,0

37,8

-7,5

3,5

7.

Башкортостан

34,2

33,9

0,8

3,4

8.

Ростовская обл.

28,0

29,3

-4,7

2,8

9.

Свердловская обл.

26,8

30,2

-11,1

2,7

Татарстану на пятки наступает Краснодар

Лидирующие позиции традиционно заняли «столичные» регионы: Москва, Московская область, Санкт-Петербург. При этом на Москву и Московскую область в совокупности приходится почти четверть всего российского рынка (24%).

По сравнению с прошлым годом продажи в Москве упали на 6,6%, до 163,6 тыс. шт., а в Подмосковье — на 7,2%, до 77,3 тыс. шт. В Санкт-Петербурге, разместившемся на третьей строчке, продажи незначительно выросли — на 1,1% и составили 68,2 тыс. легковых автомобилей.

Среди нестоличных субъектов РФ по-прежнему лидирует Татарстан (46,6 тыс. шт., -7,9%), занявший четвертое место в общем рейтинге. «Татарстан — один из самых экономически развитых регионов в стране, и он входит в десятку по численности населения. Вот эти факторы и обуславливают высокий уровень продаж автомобилей», — поясняет Тимерханов.

Однако если в прошлом году разрыв от преследователя достигал 20%, то в этом году он значительно сократился. Краснодарский край занял пятую строчку, при этом продажи упали значительно меньше, чем в РТ (38,7 тыс. шт., -2,2%). Далее следуют: Самарская область (35 тыс. шт.,-7,5%), Башкортостан (34,2 тыс. шт., +0,8%), Ростовская (28 тыс. шт., -4,7%), Свердловская (26,8 тыс. шт., -11,1%) и Нижегородская (24,8 тыс. шт., -9,3%) области. На десятку регионов-лидеров приходится свыше половины (54%) российского рынка новых легковых автомобилей.

Сибирь и Дальний Восток «провалились» больше остальных

Несмотря на то, что в топ-10 входят сразу несколько регионов из Приволжского федерального округа, в целом позиции ПФО по итогам 10 месяцев — не самые лучшие. Объем рынка составил 239,4 тыс. машин, а падение — 6,5%. Это чуть лучше, чем в целом по РФ, но гораздо хуже показателей Северо-Западного (-1,7%, 119,2 тыс. шт.) и Южного ФО (-5,5%, 90,2 тыс. шт.). К слову, на ПФО приходится почти четверть рынка легковых автомобилей — 23%.

В остальных округах также зафиксирована отрицательная рыночная динамика: в Уральском ФО рынок сократился на 9,5% (до 81 тыс. шт.), в Центральном ФО — на 8,2% (до 362,9 тыс. шт.), на Северном Кавказе — на 7,1% (до 38,2 тыс. шт). Однако наибольшее падение эксперты отметили в Сибирском (на 16,6%, до 60,3 тыс. шт.) и Дальневосточном (на 14,8%, до 10 тыс. шт.) федеральных округах.

Продажи авто в регионах ПФО

Место в ПФО Регион 10 месяцев 2016, тыс.шт. 11 месяцев 2015, тыс.шт. Изменение, % Доля от общего объема в РФ, %
1 Республика Татарстан 46,6 50,6 -7,9 4,7
2 Самарская область 35,0 37,8 -7,5 3,5
3 Республика Башкортостан 34,2 33,9 0,8 3,4
4 Нижегородская область 24,8 27,3 -9,3 2,5
5 Пермский край 20,1 19,1 5,3 2,0
6 Саратовская область 14,9 16,4 -9,1 1,5
7 Удмуртская республика 12,6 12,3 2,5 1,3
8 Оренбургская область 12,6 14,8 -15,2 1,2
9 Ульяновская область 8,2 8,5 -2,9 0,8
10 Пензенская область 8,1 9,2 -12,1 0,8
11 Республика
Чувашия
7,3 8,5 -14,4 0,7
12 Кировская область 7,2 8,5 -16,0 0,7

Мордовия, Марий Эл в топ-50 регионов не попали.

  • Евгений Еськов

    Евгений Еськов главный редактор журнал «АвтоБизнесРевю»

    Казань — один из крупнейших экономических, региональных центров России, что позволило развиться в городе широкому спектру автомобильных брендов как в массовом, так и в премиальном сегменте. Соответственно, численность населения региона, уровень доходов, потенциал близлежащих регионов — все это в том числе влияет на высокий объем продаж.

    Корректнее, на мой взгляд, говорить не о падении объемов в тех или иных регионах, а в целом по стране. За последний год реализация новых автомобилей в России продолжала сокращаться, хоть и меньшими темпами, чем в предыдущий период.

  • Владимир Моженков

    Владимир Моженков президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»

    На сегодняшний день, на мой взгляд, есть два таких благополучных, процветающих города, которые за 20 лет в корне изменили свой облик, — это Казань и Сочи. Они преобразились, изменилось качество жизни в лучшую сторону. Это преображение связано с тем, что выросла экономическая мощь, в том числе выросло и благосостояние жителей Казани и Сочи. На сегодняшний день, на мой взгляд, все-таки экономика Казани и вообще Татарстана смотрится довольно прилично, поэтому — качество жизни, к которому привыкли жители Казани, и возможность еще зарабатывать деньги позволяет им как-то это качество жизни поддерживать в большей степени, чем всем остальным россиянам. А мы же к хорошему быстро привыкаем, и поэтому автомобиль — это уже не роскошь, это атрибут качественной жизни, это средство передвижения. Раньше, может быть, лет 15 назад, автомобиль рассматривался как роскошь, как имиджевый социальный статус. За последнее время этот показатель, на мой взгляд, принижен, потому что стал снижаться, потому что автомобиль стал средством передвижения.

    Снижение связано с тем, что четвертый год в стране идет кризис — экономика свертывается, уменьшаются доходы, тогда люди начинают экономить на всем, меньше покупают квартир, домов, автомобилей, продуктов питания. Я знаю, что в сентябре средний чек в аптеках в России также снизился, то есть даже лекарств стали покупать меньше — одним словом, экономят на всем.

    Падение больше всего ощущается там, где деградирована промышленность, экономика, там, где в большей степени засилье чиновников и коррупционеров. В депрессивных городах, на депрессивных территориях людей сокращают, резко падают заработки и на всем экономят, поэтому нужно смотреть на статистику, и все станет понятно.

Дмитрий Семягин, Гуландам Зарипова
Аналитика

Новости партнеров