Новости раздела

Победа Трампа: что для рынков означает приход нового американского президента

Мнение: рискует ли Америка стать авторитарной страной?

Неожиданная и шоковая победа Дональда Трампа сначала встревожила рынки, но миролюбивая и сдержанная тональность его победного обращения к своим сторонникам их немного успокоила. Так что катаклизмов, по большому счету, не наблюдалось. Но, как считает экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов, в его победе кроется вероятность узурпации всей властной машины США одним кланом. А это, в свою очередь, может привести к реализации любых желаний в политике и экономике. Даже самых безумных и эксцентричных.

Здравствуйте, господа узурпаторы!

Есть одно заблуждение, что с избранием Трампа ничего не изменится — мол знаменитая американская система разделения властей, система сдержек и противовесов не даст разгуляться буйным фантазиям новоиспеченного президента.

Как работала эта система? Поясним на таком тривиальном примере, как процедура принятия закона. Принятие законопроекта в Конгрессе происходит следующим образом: законопроект поступает в Палату представителей и та большинством голосов его принимает, такая же процедура проходит в Сенате. Тоже большинством голосов. Затем законопроект ложится на стол президента для подписания в течение 10 дней. Если президент не согласен с ним, то он может применить свое право отлагательного вето. Если президент применил вето, то законопроект возвращается в Палату представителей. И теперь для дальнейшего его продвижения уже нужно две трети голосов всех представителей. Когда законопроект получает нужное количество голосов, он отправляется в Сенат, где эта процедура повторяется, если это случается, то законопроект получает статус федерального закона и без подписания его президентом. Как видите, чтобы какой-нибудь партии чувствовалось вольготно, нужно, чтобы и Палата представителей, и Сенат, и президент были все из одной партии.

И вот, впервые с 1928 года, республиканцы взяли все высоты: 9 ноября они в день общенациональных федеральных выборов взяли большинство в Сенате — верхней палате Конгресса США. По данным The Washington Post, они заняли 51 место из 100, демократы — 47 мест. Ранее Республиканская партия сохранила за собой контроль за нижней палатой Конгресса — Палатой представителей. В палате представители Республиканской партии получили 224 места, для большинства необходимо 218 мест.

С избранием президентом республиканца Трампа сложилась наиболее удобная конструкция для полной узурпации власти одной организованной группой. Большинство в Сенате и Палате представителей и свой президент для республиканцев позволят отправить эту систему сдержек и противовесов в мусорную корзину. Кроме того, большинство штатов и теперь наверняка и Верховный суд будут под контролем республиканцев.

Почуяв сладкий запах политического монополизма, все приспособленцы и торгаши власти мгновенно сплотятся вокруг Трампа, с которым, благодаря его специфическому риелторскому мировоззрению, всегда можно договориться. В общем, налицо все признаки грядущей узурпации власти одной сплоченной группировкой. Очень уж к этому располагает ситуация, да и искус грандиозно велик. Так что американским базовым демократическим принципам придется понести довольно тяжелое испытание. Вся надежда на независимые СМИ и ту часть американского общества, которая выступила против Трампа. Но там-то силы будут разобщены, в то время как у Трампа и его компании есть шанс прибрать к рукам всю государственную машину США.

Поэтому ко всем предвыборным заявлениям Трампа стоит отнестись очень серьезно.

Предвыборные обещания Трампа

Итак, что же он наобещал в части экономики (не будем трогать его политические обещания, особенно в части внешней политики)?

В ходе избирательной кампании Трамп давал как позитивные сигналы для бизнеса, так и негативные. Например, он обещал, что ни один бизнес не будет платить более 15% налогов (сейчас налог на прибыль в США самый большой в мире — 40%). Но с другой стороны, Трамп говорил очень негативные для инвестора вещи о том, что собирается заставить компании вернуть деньги из офшоров и, что звучит еще более нелепо, перенести производство из Китая обратно в США.

Бюджетная политика США при Трампе, по его высказываниям, заключается в том, что он намерен снижать налоги с одновременным снижением государственных расходов. Ключевой вопрос — как при этом будет вести себя баланс бюджета. Если дефицит будет увеличиваться при низких процентных ставках, то, скорее всего, это будет говорить в пользу роста рынка акций (хоть и нездорового). Если сокращение расходов будет чрезмерным, то это даст дефляционный эффект, который, скорее, для рынка будет негативным.

Но опять-таки обещания эти могут быть не воплощены — сколько мы видели невыполненных предвыборных обещаний. Но, повторимся, если группа «Трамп и друзья» захочет что-то исполнить, то остановить их будет очень и очень трудно.

Как отреагировали рынки?

Победа на американских выборах кандидата от республиканской партии Дональда Трампа заставила инвесторов искать актив-убежище, что привело к скачку цены на золото в среду почти на 5% до шестинедельного максимума, после чего котировки растеряли часть роста и стабилизировались. Между тем доллар и европейские акции тоже сократили потери, что трейдеры связывают с миролюбивой победной речью Трампа, резко контрастирующей с его агрессивной предвыборной риторикой.

Обращаясь после объявления победы к своим сторонникам, Трамп сказал, что у его команды есть экономический план, который позволит удвоить рост ВВП США, и пообещал вовлечь миллионы людей в проекты по восстановлению инфраструктуры. Коснувшись внешней политики, Трамп сказал, что США будут искать диалога и партнерства с другими странами, а не конфликтов.

На рынках в будущем можно ждать эффекта, схожего с Brexit, когда сначала наблюдались волатильность и уход от риска, а потом ситуация стабилизировалась в течение нескольких недель.

Но все равно напряженность на рынках будет сохраняться до инаугурации Трампа в январе 2017-го. Это увеличивает вероятность того, что ФРС воздержится от действий по повышению ключевой ставки в декабре 2016 года.

Хочется заметить, что в ходе недавней интернет-конференции гостья «Реального времени», руководитель центра макроэкономического анализа «Альфа-банка» Наталья Орлова вполне справедливо заметила:

«Тем не менее ФРС, судя по всему, имеет два сценария действия. ФРС настроено на повышение ставки в любом случае, но вопрос в сроках. На рынке обсуждается, что если выигрывает Клинтон, то, безусловно, ФРС повышает ставку, потому что приход к власти Клинтон означает, что экономических потрясений ждать не стоит. Тогда ФРС действует по объявленному плану. Если приходит Трамп, это само по себе для рынков является шоком, потому что не очень понятно, чего ожидать от экономической политики США, и тогда ФРС должно будет повышение ставки отложить. Рынки будут напуганы, и дополнительный шок будет неуместен»

Так что, если не будет происходить резких движений до инаугурации со стороны Трампа, то шоки рынка будут минимальны. На российском рынке потрясений тоже ждать не стоит.

«Мы видим некоторое повышение волатильности на рынке РФ, но еще раз повторяю — наш рынок реагирует существенно меньше, чем многие другие рынки… Мы похожую ситуацию наблюдали и с Brexit, поэтому думаю, что в этом случае, как и в случае Brexit, в основном сценарии никакого очень серьезного влияния на наши рынки не будет. Волатильность потихоньку успокаивается, мы видим уже, что те всплески даже нефтяных цен, которые были с утра, отыгрались, на валютном рынке тоже уже все вернулось к уровню вчерашнему. В целом уровень волатильности невысокий», — сказала первый зампред ЦБР Ксения Юдаева.

Так что остается наблюдать за Трампом и его командой. Внимательно наблюдать.

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров