Новости раздела

Мусорная экономика: тариф на обращение с отходами вырастет вдвое

Исследование «Реального времени» новой схемы ценообразования на сбор, транспортировку и утилизацию ТБО. Часть 2

Почти до 125 рублей с человека в месяц вырастет в республике тариф на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов. Половину этой суммы составляет так называемая инвестиционная надбавка — затраты регионального оператора на создание в республике новой схемы обращения с отходами. В первой части исследования «Реальное время» проанализировало, во что обойдутся закрытие старых и строительство новых полигонов, а также оборудование мусороперегрузочных станций, сортировочных комплексов и пунктов сбора вторсырья от населения.

Энергия мусора

На прошлой неделе российское правительство одобрило проект «дочки» «Ростехнологий» — компании «РТ-инвест» по строительству мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане, поручив Минэнерго разработать базовые параметры проекта.

Завод, а точнее, мусоросжигательную ТЭС мощностью 55 мВТ, способную «переварить» 550 тысяч тонн отходов в год, построят в Казани на полигоне «Восточный». В территориальной схеме обращения с отходами стоимость строительства ТЭС обозначена в 20 млрд рублей (сам инвестор оценивает стоимость реализации проекта в 30—35 млрд рублей). В структуру тарифа и инвестиционной надбавки к нему затраты на строительство ТЭС не заложены, однако это не гарантирует того, что потребители, включая население, не станут «соинвесторами» проекта.

С большой долей вероятности «мусорные» ТЭС «РТ-Инвеста» будут включены в программу поддержки ДПМ (договор на поставку мощности; заключается между инвестором и потребителями оптового рынка) для возобновляемых источников энергии (ВИЭ), принятой постановлением правительства РФ в 2013 году. Однако стоит отметить, что ТЭС, работающие на твердых коммунальных отходах, изначально включены в программу поддержки ВИЭ не были — в документе фигурировали только солнечные и ветровые ТЭС, а также малые гидроэлектростанции. Поэтому схема может претерпеть изменения: за счет оптового рынка будут возвращаться не все инвестиции, а только их часть. Остальное будет возмещено потребителями региона как промышленными предприятиями и коммерческими компаниями, так и опосредованно населением. Открытые источники, оперируя данными о вкладе региона, называют цифру в 50% от общей стоимости проекта.

В «Сообществе потребителей энергии» «Реальному времени» пояснили, что строительство станции, работающей на ТКО — это фактически налагаемое регулятором (т. е. правительством РФ) обязательство для оптового рынка электроэнергии и экономики Татарстана оплатить компании «РТ-инвест» все затраты на строительство завода с заявленной доходностью:

— О какой-то реальной экономике и окупаемости в проектах «Ростеха» речь вообще не идет. Предлагаемое решение — обязать потребителей энергии оплатить затраты за счет регулируемых цен и тарифов. При этом как-то мало говорится о решении проблемы роста объемов ТКО за счет создания стимулов в сфере оборота отходов, — поясняют в «Сообществе».

По словам экспертов, топливные затраты на производство электроэнергии, вырабатываемой на мусоросжигательных ТЭС, несколько ниже по сравнению с традиционными тепловыми станциями, и сама по себе выработка электроэнергии на таких ТЭС является побочным процессом. Авторы территориальной схемы дополнительно отмечают, что «предварительная сортировка ТКО с извлечением энергоемких органических компонентов снижает количество вырабатываемой энергии и, соответственно, эффективность термического обезвреживания».

Кардинально иным образом дело обстоит со стоимостью мощности такого энергообъекта:

— Цена мощности станций, работающих на ТКС, должна составить, исходя из предложения «РТ-Инвест», 8,1 млн рублей за МВт/мес., что примерно в 2,5 раза дороже стоимости мощности солнечных станций, в 10 раз — атомных блоков, в 13,5 раза дороже тепловых электростанций, — уточняют в «Сообществе потребителей энергии».

Наконец, по оценкам экспертов «Сообщества», величина дополнительной нагрузки на потребителей Татарстана составит около 2,5 млрд рублей в год.

Опасные отходы включены в тариф для населения

Основное внимание разработчики новой территориальной схемы уделили «хождению» твердых коммунальных отходов, а вот об инфраструктуре обращения с опасными отходами (медицинские, биологические, строительные, отходы 1-го класса опасности — ртутные лампы, батарейки, гальванические элементы, электротехнические, осадки сточных вод, отходы сельского хозяйства) упомянули, можно сказать, вскользь, перечислив объемы образования некоторых видов опасных отходов и обозначив необходимость создания соответствующей инфраструктуры по их утилизации и обезвреживанию.

Не «споткнулись» бы об эту тему и мы, если бы расходы регионального оператора на сбор и утилизацию опасных отходов не были бы включены в расчет нового тарифа и «вшитой» в него инвестиционной надбавки компании-оператора (а именно за счет нее и будет оплачиваться создание новой инфраструктуры по обращению с отходами). Причем в структуре инвестиционной надбавки к тарифу строка «ликвидация опасных отходов» является самой затратной, составляя 25,72 рубля с человека в месяц.

По двойному тарифу

В настоящее время в основу расчета тарифа за вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов ложатся нормативы образования ТКО (по РФ для городов с численностью свыше 500 тысяч жителей составляет от 1,8 до 2,4 кубометра в год).

По усредненным подсчетам, жители республики платят за обращение с отходами 60—65 руб. в месяц (эта цифра также фигурирует в схеме). С началом реализации положений документа эта сумма вырастет вдвое — до 124,91 руб. в месяц за человека. В этой сумме 62,66 руб. — это непосредственно тариф, включающий реальные затраты операторов на перевозку, перегрузку и захоронение, а также ликвидацию опасных отходов, и 62,25 руб. — та самая инвестиционная надбавка, за счет которой региональный оператор будет рекультивировать старые и строить новые полигоны, оборудовать пункты сбора вторсырья, мусороперегрузочные станции и комплексы по сортировке отходов. Отметим, данные цифры еще подлежат защите и утверждению в Государственном комитете РТ по тарифам.

Какие-то деньги разработчики схемы планируют привлечь в виде субсидий из федерального бюджета; источником же средств для субсидий, в свою очередь, должен стать экологический сбор с предприятий и организаций. Пойти они могут, в частности, на покрытие неплатежей (а в том, что объем этих неплатежей с вводом новых тарифов будет только расти, можно не сомневаться. И больше всего «грешить» этим будут граждане, проживающие в собственных домах. К примеру, уже сейчас по данным комитета ЖКХ исполкома Казани договор на вывоз мусора заключили чуть более 60% жителей частных массивов, при этом объем фактически вывозимых из поселков отходов в пересчете на одного жителя — более 11 кубометров в год).

Впрочем, вряд ли федеральный бюджет покроет сколь-нибудь значительную часть расходов на создание новой мусорной логистики. До сих пор единственным более или менее заметным вложением российской казны в татарстанскую отрасль было частичное финансирование рекультивации Самосыровского полигона: в 2015 году из федерального бюджета на подготовку свалки к закрытию было выделено 141,5 млн рублей, при этом еще по 66,25 млн рублей вложили Казань и республика.

Татьяна Колчина
Аналитика

Новости партнеров