Новости раздела

Мусорная экономика: сколько стоит реализация новой территориальной схемы обращения с отходами

Исследование «Реального времени» новой схемы ценообразования на сбор, транспортировку и утилизацию ТБО. Часть 1

С 1 января 2017 года вступает в силу новая республиканская схема обращения с отходами, разработчики которой стратегической целью ставят минимизацию объемов отходов. Эксперты «Реального времени» признают, что схема, мягко скажем, сырая. Вероятно, в процессе реализации документ претерпит изменения, возможно, весьма серьезные. Однако сама структура схемы, описывающей «хождение» отходов, скорее всего, останется прежней. Стоить все это «удовольствие» в общей сложности будет порядка 26—27 млрд рублей (в нынешней редакции документа). Если бюджеты и будут инвестировать в реализацию новой схемы, то объемы этих вложений будут не сопоставимы с общими расходами. А раз так, в роли основного (читай единственного) инвестора выступит все население Татарстана, включая младенцев и стариков.

Один на всех

Основная инфраструктурная единица новой схемы — так называемый межмуниципальный отраслевой коммунальный комплекс по обращению с ТКО, включающий в себя: сеть пунктов первичного сбора ТКО, мусороперегрузочных станций, мусоросортировочный комплекс и межмуниципальный полигон (всего их будет пять — два таких комплекса расположатся вблизи Казани, еще под одному в Верхнеуслонском, Черемшанском и Елабужском районах). Сама республика при этом будет поделена на две зоны — Западную и Восточную, с примерно равным числом проживающих — около 1,9 млн человек.

Новым российским законодательством в сфере обращения с отходами обслуживание зоны предписывается региональному оператору (в Татарстане их, вероятно, будет два, хотя напрямую об этом в документе не говорится). С началом 2017-го услуга по сбору, вывозу и дальнейшему обращению с отходами для населения из жилищной превратится в коммунальную. Сейчас размер платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) не нормируется: управляющая компания руководствуется, как правило, тарифами перевозчика, затратами на захоронение и сортировку мусора и т. д.

С нового года, согласно федеральному законодательству, полномочия определять размер платы за обращение с ТКО передаются региональному оператору (разработанный оператором тариф подлежит защите в Госкомитете по тарифам). Что особенно важно: если сегодня плата рассчитывается, исходя из количества квадратных метров в жилом помещении, и в разных муниципалитетах эта цифра разная, то с началом 2017-го плата будет взиматься с каждого проживающего и тариф будет единым для всех жителей республики, вне зависимости от того, где проживает человек и сколько мусора он «генерит» в процессе своей жизнедеятельности. В новой схеме обращения с отходами этот тариф просчитан с точностью до копейки. Рассмотрим же, сколько будет стоить строительство каждого логистического «блока» новой схемы.

Деньги на свалку

Одна из составляющих будущего тарифа — затраты на строительство новых и приведение в нормативный вид либо закрытие и дальнейшую рекультивацию действующих полигонов (кстати, в настоящее время только две третьих из имеющихся в республике полигонов по захоронению ТКО внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов).

Новой схемой предполагается до 2025 года вывести из эксплуатации и рекультивировать 46 муниципальных полигонов ТКО общей площадью 264,5 га. Только эта статья в общей «смете» затрат, подробно описанной в полном варианте Территориальной схемы обращения с отходами (есть у «Реального времени»), потребует вложений в сумме 2,56 млрд рублей (стоимость рекультивации одного га полигона сегодня составляет 9,2 млн рублей).

Пока из заявленных в проекте пяти межмуниципальных полигонов (ММП) действует только один — это полигон ТКО в Казани на ул. Химической площадью 23,2 га, принадлежащий компании ПЖКХ, входящей в группу «РТ-Инвест» (последняя, в свою очередь, связана с «Ростехнологиями»). Полигон «Восточный», занимающий площадь в 40,6 га, также строит ПЖКХ. Его открытие, кстати, анонсировалось неоднократно и широко, причем, на весьма высоком уровне: к примеру, в ноябре 2015-го мэр Казани Ильсур Метшин открыто заявлял, что полигон будет обязательно сдан к 1 января 2016-го; позже была распространена информация о запуске объекта в эксплуатацию весной 2016 года. Однако официально полигон до сих пор не открыт (что, правда, не мешает перевозчикам свозить и складировать здесь отходы). Стоимость строительства только первой очереди «Восточного», включая проектирование и строительство всех хозяйственных, административно-бытовых объектов и коммуникаций, оценивается примерно в 350 млн рублей. Полигон, который построен в качестве альтернативы Самосыровской свалке, действительно, практически готов, поэтому расходы на его строительство в территориальной схеме не предусмотрены. Возведение же с нуля межмуниципальных полигонов ТКО в Елабуге, Черемшанах и Верхнем Услоне будет стоить от 200 до 300 млн рублей за каждый, то есть 600—900 млн в общей сложности.

«Взять и все разделить»

Схемой предполагается оборудование 43 мусороперегрузочных станций (плюс один железнодорожный мусороперегрузочный терминал), затраты на строительство которых могут составить от 320 до 391 млн рублей. На станциях поступившие ТКО будут прессоваться, уменьшаясь при этом в объемах в 5—7 раз (один контейнер, загруженный спрессованной массой, заменяет собой 57 мусоровозов).

Понятно, что извлечь из этого месива вторсырье, пригодное к переработке, не будет представляться возможным. Минимизировать долю вторсырья в объеме ТКО, поступающих на перегрузку, авторы концепции планируют, развернув в республике сеть стационарных и передвижных пунктов сбора вторичного сырья: 85 в Восточной зоне и 91 в Западной. Расходы на оборудования пунктов сбора (от 130 до 167 млн рублей) авторы схемы рассчитывают покрыть за счет разницы в цене для населения и цене, по которой его закупает переработчик.

Отметим, схемой предполагается и постепенное внедрение селективного сбора твердых коммунальных отходов. Правда, по мнению авторов территориальной схемы, благому начинанию может помешать «низкий уровень бытовой и экологической культуры значительной части населения», поэтому «атака на экологическое сознание населения должна быть массированной, креативной и продолжительной, что потребует существенных финансовых затрат». Но вот экономическая целесообразность селективного сбора ТКО у экспертов вызывает серьезные сомнения — слишком велики затраты на создание соответствующей инфраструктуры. Кое-какие попытки внедрить раздельный сбор ТКО в Татарстане уже предпринимались. На территории муниципалитетов соответствующим образом оборудованы 96 контейнерных площадок (всего по республике их свыше 11 тысяч). В крупных городах региона проводились акции, популяризирующие ответственный подход к сбору мусора: в частности, несколько лет назад в Казани был реализован проект «Цвет имеет значение», в рамках которого в 20 столичных дворах были установлены цветные контейнеры для раздельного сбора пластика и бумаги. Однако дальше акции, затраты на которую, кстати, составили 38 млн рублей, дело не пошло.

Мусоросортировочные мощности будут работать и на ММП. Сейчас в республике работают пять сортировочных комплексов. В Восточной зоне сортировкой занимаются три компании (в Набережных Челнах это «Мехуборка», мощности которой позволяют сортировать 130 тыс. тонн ТКО в год, и «Поволжская экологическая компания», сортирующая по 100 тыс. тонн отходов ежегодно; в Альметьевске работает ПАО «Экосервис», мощности которого оцениваются в 180 тыс. тонн). Еще два оператора заняты в районах, относящихся в Западной зоне. Это станция ЗАО «Казанский экологический комплекс» в Казани (мощность, согласно данным схемы — 150 тыс. тонн) и сортировочный комплекс ООО «ПЖКХ», построенный еще в 2008 году за 570 млн рублей (что касается мощности комплекса, принадлежащего ООО ПЖКХ, то здесь данные разных официальных источников кардинально расходятся: в схеме фигурирует цифра в 182,5 тысячи тонн ТКО в год, в данных Комитета ЖКХ столичного исполкома —100 тысяч тонн).

Территориальной схемой предполагается строительство еще двух сортировочных комплексов в Западной зоне суммарной годовой мощностью 565(!) тыс. тонн и трех (суммарная мощность — 451 тыс. тонн) — в Восточной. Согласно документу, сортировка мусора на них будет сенсорной — основанной на способности различных материалов поглощать и отражать световые волны различной длины (пока единственный сенсорный мусоросортировочный комплекс запущен в Новокузнецке). Возведение таких комплексов — одна из наиболее расходных статей в «смете» территориальной схемы: на их строительство инвестор, то есть население республики, потратит от 4,8 до 5,3 млрд рублей.

Кстати, несколько лет назад в Татарстане уже принималась республиканская программа, в соответствии с которой каждый муниципальный полигон должен был быть оснащен сортирующими комплексами. Сортировочные мощности в муниципалитетах действительно появились, однако почти везде они работали очень недолго: при небольших объемах поступающих на сортировку ТКО, сколь бы высокой ни была доля извлекаемого из отходов вторсырья (а это, в лучшем случае, не более 12%), комплекс будет работать в убыток. В результате дальше поставок оборудования и монтажа сортировочных линий дело, увы, так и не пошло.

Продолжение следует

  • Ольга Гудимова

    Ольга Гудимова директор ООО «Поволжская экологическая компания»

    Основная проблема введения селективного сбора твердых коммунальных отходов — это сложный компонентный состав современных отходов, в связи с чем непрофессионалу довольно сложно определить, где полезная фракция, а где бесполезная. Некоторое время назад наша компания проводила эксперимент: мы просили своих сотрудников организовать селективный сбор отходов у себя дома и затем принести собранное вторичное сырье на работу. Конечно, наиболее простые виды отходов, такие как стекло, пэт-бутылки, картонные коробки, идентифицировались без труда. Но весь мусор большинство сотрудников не смогли правильно рассортировать. Например, куда определить стаканчик из-под кофе или коробку из-под сока? Ведь материал, знакомый нам как «тетрапак» состоит из 3—5 слоев совершенно различных материалов и практически не подлежит вторичной переработке.

    Поэтому мы пропагандируем модель дуального сбора: в один контейнер складывается все, что по мнению человека, можно переработать, в другой — весь остальной мусор. Естественно, что собранное вторичное сырье транспортируется отдельно от остального мусора и тем самым сохраняется его «товарный вид» и стоимость. Отсортированное вторсырье привозится на досортировку, где сортировщики отбирают все необходимые фракции. Учитывая нынешние довольно низкие закупочные цены на вторсырье, единственное, что сегодня оправдывает селективный сбор ТКО это его хорошая сохранность. Принцип дуального сбора внедрить значительно легче и дешевле, и он может стать первым шагом на пути к полноценному раздельному сбору отходов.

  • Артур Шанин

    Артур Шанин генеральный директор ЗАО «Казанский экологический комплекс»

    — После резкого скачка курса валюты спрос на вторсырье со стороны зарубежных стран резко вырос — его стали скупать Турция и другие граничащие с Россией государства, что вызвало существенный рост внутреннего ценника на вторсырье. Однако даже при этом российское вторичное сырье продолжало оставаться очень привлекательным для внешних импортеров. В 2015 году была введена заградительная экспортная пошлина на вторсырье, и цены на него в России резко пошли вниз. Сейчас, к примеру, картон стоит не выше 5 рублей за кг, в то время, как до введения пошлин переработчики давали за него до 12 рублей за кг. Стекло сегодня дешево настолько, что его в принципе невыгодно отсортировывать. Единственная фракция, цена на которую упала не столь значительно — это полиэтилен, однако в составе ТКО он сильно загрязнен, что зачастую делает его не пригодным для вторичного использования. Такие скачки цен на вторсырье ставят под вопрос рентабельность сортировки. Есть и еще одно условие, при котором сортировка может быть рентабельной — если на станцию поставляют объемы отходов, генерируемые регионом с населением не менее одного миллиона человек.

Татьяна Колчина
Аналитика

Новости партнеров