Новости раздела

Как граждане и акцизы спасают бюджет Татарстана от падения прибылей

Исполнение консолидированного бюджета Татарстана за 9 месяцев 2016 года идет с большим профицитом. Пока…

Опубликованные результаты исполнения консолидированного бюджета Татарстана продолжают вселять надежду, что к концу сложного 2016 года казна республики будет сведена без чрезмерного напряжения. Большой профицит в сентябре позволил нашим законодателям пересмотреть в лучшую сторону ожидания по цифрам дефицита бюджета. Теперь, по мнению экономического обозревателя интернет-газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, секвестра можно не опасаться. Но впереди еще три самых «ударных» месяца для бюджета, так что ухо пока стоит держать востро.

Налоги с граждан и акцизы — островки спасения для бюджета Татарстана

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 9 месяцев 2016 года составили 183,9 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 4,8 млрд рублей или на 3%. Такое маленькое увеличение доходов по нынешним временам сродни подвигу, а если посмотреть на составные компоненты такого увеличения, то откроется еще более эмоциональная картина. Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана состоят из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета Татарстана и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последнего.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым периодом на 6,3 млрд рублей или -25%, что можно объяснить тем, что в I квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года № 248). Так что после ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. Да и остальная экономия федерального бюджета на традиционных межбюджетных трансфертах из-за сложной финансовой ситуации в целом по стране вылилась в экономию (без спортивной составляющей) еще на 3,3 млрд руб.

После ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Казалось бы, такое масштабное «пересыхание» должно было бы здорово осложнить жизнь татарстанским казначеям, но все оказалось иначе — собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать секвестр поступлений из Москвы.

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 9 месяцами 2015 аж на 10,7 млрд рублей или на 7%. И это на фоне того, что в плачевном состоянии находятся практически все бюджеты регионов нашей федерации.

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — снизился на 3,1 млрд руб. или — 5 % и составил нарастающим итогом за 9 месяцев 2016-го сумму в 53,7 млрд рублей.

На снижение поступлений налога на прибыль оказало влияние сокращение платежей по ряду крупнейших организаций нефтедобывающей и химической отраслей. Сокращение в республиканской нефтепереработке вызвано плановым капитальным ремонтом на ОАО «ТАИФ-НК» в июле 2016 года.

Поступление налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2016 года возросло по сравнению с 9 месяцами 2015 года на 11% (+4,5 млрд руб.) и составило 44,8 млрд руб., что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, выплаты дивидендов, а также в связи с введением квартальной налоговой отчетности, позволяющей налоговым органам оперативно применять меры принудительного взыскания к должникам.

Как видите, снижение корпоративного налога на прибыль на 3,1 млрд рублей было перекрыто увеличением НДФЛ на 4,5 млрд рублей. Граждане спасают бюджет республики от падения корпоративных прибылей!

Отличная положительная динамика по акцизам, которая и вытянула доходную часть бюджета. Здесь увеличение на 10,0 млрд руб. по сравнению с прошлым периодом (+66%) — обусловлена целым рядом факторов*:

  • Наибольшее увеличение поступлений — в 26,6 раза (+5,3 млрд руб.), отмечается по акцизам на средние дистилляты (в т. ч. топливо печное) и дизельное топливо — в 1,8 раза (+3,1 млрд руб.) — в связи с увеличением объемов их производства, а также за счет увеличения с 01.04.2016 г. ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты на 27,5%. Всего за январь-сентябрь 2016 г. поступило акцизов на средние дистилляты 5,5 млрд руб., на дизельное топливо 6,8 млрд рублей. По акцизам на бензин автомобильный за январь-сентябрь 2016 г. поступления составили 4,4 млрд руб. и увеличились относительно аналогичного периода 2015 г. в 1,4 раза (+1,3 млрд руб.) — за счет увеличения с 01.04.2016 г. ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 на 34%, на бензин, не соответствующий классу 5, — на 24,7%.
  • По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию поступление в январе-сентябре 2016 г. возросло относительно аналогичного периода 2015 г. в 1,3 раза (+3,4 млрд руб.) и составило 15,4 млрд руб. — в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

* данные взяты с официального сайта ФНС

Расходы, словно прошлогодние

Фактические расходы бюджета за 9 месяцев 2016 года оказались почти такими же, как и в аналогичном периоде 2015-го и составили 169 млрд руб. Почти все крупные статьи расходов оказались профинансированы на уровне прошлого года, за исключением расходов на образование. Там наметилось некоторое отставание (-7%), но явление это временное, так как годовые планы расходов по этой статье (и за 2015 и за 2016) примерно одинаковые.

Понятно, что если доходы бюджета растут (+3%), а расходы стоят на месте, то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

По итогам 9 месяцев 2016 года профицит консолидированного бюджета составил 10,5 млрд рублей. Сумма профицита стала значительно меньше августовской, когда был отмечен рекордный профицит в 22,6 млрд рублей. Но все же это существенно больше по сравнению с сопоставимым периодом 2015 года, когда профицит бюджета по исполнению за сентябрь был 9,9 млрд рублей. При этом не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го!

Успехи на бюджетной ниве подвигли законодателей уменьшить планируемый дефицит консолидированного бюджета РТ по итогам всего 2016 года до 10,7 млрд руб. А ведь ранее, на протяжении 8 месяцев, минфин РТ планировал только увеличение дефицита консолидированного бюджета!

В Татарстане пока все хорошо, ведь в целом по России дефицит консолидированного бюджета РФ в январе-августе 2016 года вырос на 6,1% и составил 904,046 миллиарда рублей против 851,7 млрд рублей в аналогичном периоде прошлого года. Минфин РФ прогнозирует дефицит консолидированного бюджета РФ в 2016 г. на уровне 4% ВВП или 3,1 трлн руб. Закрывать столь огромную «дыру» придется за счет резервных фондов. По состоянию на 01.01.2016 объем средств Резервного Фонда РФ составил 2,0 трлн руб., а объем средств Фонда национального благосостояния РФ составил 4,6 трлн руб. За 9 месяцев текущего года объем средств в наших «кубышках» уменьшился на 1 трлн руб., так что перспективы российского бюджета в 2017—2018 годах выглядят, мягко говоря, невеселыми.

Но даже при текущем профиците консолидированного бюджета РТ продолжаются заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 октября 2016 года 95,1 млрд рублей (где 84,86 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 10,3 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 0,8 млрд руб. в апреле 2016 (впервые с июня 2015-го). А в июне 2016 дополнительно заняли еще 4,1 млрд руб. Правда, в августе вернули 2,2 млрд рублей из взятых ранее федеральных бюджетных кредитов. Так что чистый прирост по федеральным бюджетным кредитам с начала года всего 2,7 млрд руб.

Вроде бы и заняли не так уж много, но все же долги приходится наращивать, чтобы закрыть ожидаемый дефицит бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 10,7 млрд рублей. Его планируется частично покрыть за счет остатков бюджетных средств на счетах казначейства на начало года — это 3,8 млрд рублей, но остальную сумму придется, по всей видимости, занимать. То, что у нас такой большой бюджетный профицит за 9 месяцев, пока еще ничего не значит.

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что даже при нынешней низкой инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, наложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 октября 2016 года составил 40,2% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Есть еще один путь — сокращать расходы. Но! Делать это очень трудно — мешают первоочередные и социально значимые расходы, которые просто невозможно не финансировать в полном объеме. В плановом бюджете на 2016 год они составили 74,7% от общего объема расходов. Но, надеемся, что до этого сокращения дело не дойдет, а недостающие суммы будут закрыты за счет займов у федералов или за счет роста доходов бюджета республики.

Консолидированный бюджет РТ за 9 месяцев 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению

СТАТЬИ

9 МЕСЯЦЕВ 2016

9 МЕСЯЦЕВ 2015

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

183,9

179,1

4,8

3%

1.1. Собственные доходы бюджета

164,9

154,2

10,7

7%

1.1.1. Налог на прибыль

53,7

56,8

-3,1

-5%

1.1.2. НДФЛ

44,8

40,3

4,5

11%

1.1.3. Налог на имущество

23

24,5

-1,5

-6%

1.1.4. Акцизы

25,2

15,2

10

66%

1.1.5. Налог на совокупный доход

6,2

5,8

0,4

7%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

2,8

2,5

0,3

12%

1.1.7. Штрафы, санкции

2,9

3,1

-0,2

-6%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

18,6

24,9

-6,3

-25%






2. Расходы бюджета

169

169,2

-0,2

0%

2.1. Образование

48,3

52

-3,7

-7%

2.2. Национальная экономика

46,8

45,6

1,2

3%

2.3. Здравоохранение

23,1

23,4

-0,3

-1%

2.4. Социальная политика

17,8

17,4

0,4

2%

2.5. ЖКХ

8,9

10

-1,1

-11%

3. Профицит бюджета

14,9

9,9

5


Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров