Новости раздела

Рынок FM-радио: казанская оригинальность, татарстанский суверенитет и экспансия «федералов» в Крыму

Роспечать опубликовала свежий отраслевой доклад о состоянии рынка радиовещания в России. «Реальное время» ознакомилось с его основными положениями и выяснило, что интерес к радиоиндустрии в России активно растет и приносит федеральному бюджету по несколько сотен миллионов рублей в год. Вместе с тем специалисты указывают на рост заинтересованности крупных радиохолдингов в освоении Крыма. Также в докладе отмечается лидерство Приволжского федерального округа и Татарстана в части оригинальности транслируемого контента и независимости от федеральных радиостанций.

Радио подарило федеральному бюджету 300 млн рублей

В последние 5 лет в России отмечаются постепенное развитие и распространение такого вида передачи информации, как радио, что подтверждается данными Роскомнадзора. Так, в начале текущего года в России было зарегистрировано 6 896 действующих лицензий на вещание, причем примерно половина из них (3408) относилась к лицензиям на осуществление радиовещания. Этот процесс идет исключительно на пользу федеральному бюджету, который в 2015 году пополнился на 281 252 000 рублей за счет выплат за право осуществлять вещание.

По мнению директора радиостанций «Вести FM» и «Эхо Москвы» в Казани Венеры Баговиевой, радио в России активно развивается, потому что это вполне успешный бизнес. Однако ее коллега, директор «БИМ-радио» Вячеслав Долгополов, видит немного иные причины.

— Рост количества лицензий происходит в городах с населением менее 200 тыс. человек, а с 2012 года с населением менее 100 тыс. Примерно 10 лет назад в Москве были компании, которые получали лицензии именно этих «неконкурсных» городов, запускали там радиостанции (точнее, подготавливали документы) и перепродавали их федеральным игрокам, — комментирует ситуацию директор «БИМ-радио» Вячеслав Долгополов.

Наш собеседник также отмечает интерес к радио в небольших городах со стороны мелких предпринимателей. К примеру, в Татарстане ряд некрупных бизнесменов получали лицензии под вещание «БИМ-радио».

— Мне объясняли это так: «У меня есть бизнес маленький, мне нужна реклама, а самая доступная реклама — на радио. Город небольшой, радиостанций мало. Ты и себя сможешь рекламировать, и других, то есть будешь окупать какие-то текущие расходы», — поделился Долгополов.

Еще одним доказательством роста востребованности радио являются данные того же Роскомнадзора о проводимых конкурсах на получение права на вещание. В прошлом году было проведено наибольшее количество конкурсов за последние пять лет, а именно 12, при этом на выбор игрокам предлагалась 191 частота, что почти в два раза больше, чем в 2014 году.

«Федералы» приступили к захвату Крыма?

Вместе с тем заметен серьезный интерес к Крыму — из 693 организаций, которые участвовали в конкурсах в прошлом году, 193 планировали начать «освоение» территории КФО. Также любопытно то, что с 2011 по 2015 гг. больше всего частот (каждая пятая) выставлялись на конкурс в Приволжском федеральном округе, однако лидерство ПФО закончилось в 2015 году, когда Крым обогнал наш округ — почти половина частот (47,6%) была выставлена на конкурс в КФО, тогда как лишь каждая десятая частота — в Приволжском ФО.

Право работать в КФО заполучили 22 организации из 112 победителей, среди которых ООО «Наше Радио», ООО «Русское Радио Иваново», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», ООО «Радио-Дача», ООО «Лав Радио сеть» и АО «ИД «Комсомольская правда». Наши эксперты связывают такие особенности активности участников рынка радиовещания с тем, что Крым интересен своей неосвоенностью.

— Вообще, любая незакрытая территория интересна. Я думаю, что в основном, туда федеральные игроки полезли, потому что у них всегда идет битва за любые кусочки, за любую аудиторию. Ситуация во многом схожа с ретейлом, который готов залезть в любое свободное пространство так, что «лишь бы застолбить, а там посмотрим». Тем более у федеральных сетей действует следующее правило: чем большую ты охватишь аудиторию, тем лучше для рейтинга и рекламодателей. Федеральные сети склонны к экспансии, — комментирует Долгополов.

Интерес «Когалымнефтегаз» к радио и хозяева «Эха» и «Маяка»

Сейчас в России действуют девять радиохолдингов, содержащих в себе 38 радиостанций. Самым крупным можно назвать «Газпром-Медиа», владеющий «Авторадио», «Юмор FM», «Радио Energy», «Радио Romantika», «Эхо Москвы», Like FM, «Детское радио», Relax FM и Comedy Radio. Второе место разделили «Европейская Медиа Группа» («Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM») и «Русская Медиагруппа» («Русское Радио», DFM, «Радио Монте-Карло», Hit FM, «Maximum»). На почетном третьем месте с четырьмя радиостанциями на каждый холдинг расположились ВГТРК («Радио России», «Маяк», «Радио России. Культура», «Вести FM») и «Мультимедиа Холдинг» («Наше Радио», «Радио Best FM», Rock FM, «Радио Джаз»).

Если же говорить о доле аудитории холдингов в России, то здесь бесспорным лидером является владелец «Европы Плюс» (25%), «серебро» за «Газпромом» (15,8%), а «бронза» за хозяевами «Маяка».

В течение всего 2015 года в среде крупнейших радиохолдингов России происходило множество событий, связанных с продажей и покупкой частот, сменой собственников и запуском новых проектов. К числу наиболее значимых можно отнести объявление о продаже пакета акций «Русской медиагруппы» (78%) компанией «ИФД-Капиталъ», принадлежащей Леониду Федуну и Вагиту Алекперову. ФГУП «Госконцерт» планировал создать на базе РМГ патриотический музыкальный медиахолдинг, что вызвало неоднозначную реакцию в музыкальной индустрии. В октябре 2015 года появилась информация, что покупателем 78% акций РМГ станет ВТБ, который ранее выступал в роли кредитора. Среди претендентов была и группа продюсеров во главе с Иосифом Пригожиным.

Также в апреле минувшего года стало известно о покупке крупнейшей независимой радиостанции «Шансон» структурами владельца «Руснефти» Михаила Гуцериева. При этом, бизнесмену уже принадлежат радиостанции «Весна FM», «Восток FM» и «Столица FM». Еще одним любопытным событием стала продажа фирменного мероприятия «Серебряного Дождя» — «Серебряной Калоши». Теперь права на проведение церемонии награды перешли к продюсерскому центру «Andrey Fomin Production».

Уникальность родом из 90-х

В основном, радиостанции в России функционируют следующим образом: имеется центральная станция, которая производит весь контент и «раздает» его регионам. Чуть реже встречаются станции, полностью производящие оригинальный контент.

К примеру, в Казани к «уникальным» станциям можно отнести радио «Миллениум» и «Бим-Радио», в то время, как, например, «Love Radio» и «Европа Плюс» ограничиваются местными рекламными блоками и несколькими интерактивными программами. Отметим, что Приволжский федеральный округ занимает второе место после ЦФО по количеству радиостанций со 100% собственным программированием.

— Вообще, наш регион замечательный в плане генерации оригинального контента. Это началось еще в 90-х, причем как по радиокомпаниям, так и по телекомпаниям. Если брать конкретно казанский рынок FM, то «БИМ-радио» вышло на рынок первым, затем появилось радио «Пульс», а потом радио «Татурос» — первые три станции с местным контентом, и только потом появились московские федеральные станции вместе с местной — радио «Волга». Во многих других городах и регионах ситуация обстоит несколько иначе — сначала появлялась федеральная станция и только потом местная, — комментирует Вячеслав Долгополов.

Татарстанское радио в числе лидеров по «самостоятельности»

Также в 2015 году насчитывалось 27 радиостанций, не имеющих поддержку «флагмана» где-нибудь в Москве или Санкт-Петербурге. Абсолютный лидер среди них — «Радио Югра», имеющее 122 точки вещания на территории Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), а также в Тюмени. Другими значимыми вещателями являются «Радио Болгар» (39 в Татарстане), «Спутник FM» (39 в Башкирии) и «Моя Удмуртия» (25 в Удмуртии).

Из региональных радиостанций, расширяющих зону вещания в своем регионе и за его пределами, лидирует «Радио Сибирь» — 23 действующих передатчика. Сегодня его можно услышать уже в девяти сибирских регионах России. По числу точек вещания чемпион «Радио Юлдаш» — 50 точек вещания в Башкирии и трех областях РФ. Более скромными мощностями обладает «Татарское радио» (Татарстан, Пермский край и четыре российских области) — всего 14 точек.

Несмотря на положительную динамику, наши эксперты отмечают, что, как правило, местным радиостанциям сложно бороться с сильными федеральными каналами.

— Если говорить о федеральных станциях, то здесь, бесспорно, лучше контент, мощнее, интереснее, разнообразнее и ярче. Это происходит благодаря тому, что федеральный канал тратит большие бюджеты, чтобы сделать радио интересным. Работает много профессионалов для того, чтобы попадать именно в свою аудиторию, подавать ту информацию, которая необходима на этом канале. Очень много замеров производится, много статистических данных анализируется, — сообщила Венера Баговиева.

Лина Саримова
Аналитика

Новости партнеров